Во что верят герой и преступник?

16.03.2010


Приближающаяся 65 годовщина Великой Победы настраивает на разговор, прежде всего, о вере и верности. Увы, отступничество и предательство, в том числе, в виде перехода на сторону противника, неизменно сопровождают любую войну. Нынешняя кавказская - не исключение. За последние годы СМИ называли по меньшей мере троих обладателей русских фамилий, оказавшихся нерядовыми боевиками-террористами. В начале века в Чечне был известен бандглаварь по имени Абдумалик, он же Смирнов из надтеречной, то есть, исторически казачьей части республики. В обоих подрывах "Невских экспрессов" подозревают и даже обвиняют соответственно волгоградца Косолапова (Мухаммед) и улан-удинца Тихомирова (Саид Бурятский).

"У каждого доля своя…"

Начнем, впрочем, издалека. Смена религии - явление нечастое, в том числе, в России. Неоднократно встречающаяся в СМИ цифра - 125 тысяч "русских мусульман" - представляется явно и скорее всего спекулятивно завышенной. Тем более что временные рамки "новообращенчества" приводятся весьма расплывчато. Зато известно лишь о неполных 8 тысячах случаев паспортной замены русского имени на мусульманское. О смене фамилии при браке речь не идет. Адаптация жены под традиции мужа-иноверца у нас происходит скорее на домашнем уровне. Русская супруга мусульманина предпочитает внутреннее приобщение к новым для себя духовным ценностям без изменения внешней атрибутики - имени, пристрастий в быту, одежде и пище. Кстати, русская жена одного из ведущих мусульманских богословов Татарстана (по этическим причинам их не называем) отличается не только искренним принятием веры мужа, но и внешней светскостью. Даже после совершения хаджа (паломничества в Мекку) и обретения там второго (религиозного) имени мало кто вносит изменения в документы. Даже на относительно религиозном Северном Кавказе отношение к исламской догматике, мягко говоря, избирательное и ситуативное: сказываются более 200 лет тесного соседства с православными, заимствованные у них элементы культуры и житейские привычки. В остальном - по Тарасу Григорьевичу Шевченко: "У кожного (всякого) своя доля i свiй шлях широкий"…

Вообще говоря, религиозные убеждения - вопрос деликатный, особенно когда речь идет о служивом. В советское время их не принято было афишировать. Но и тогда - не все просто... В 1977-78 года советником командира эфиопского корпуса служил советский полковник Ильяс Абдулович Зайнуллин, на родине - комдив, который по должности не мог не быть примерным коммунистом. Он же - глубоко верующий мусульманин. Какие чувства им владели, когда он фактически в одиночку поднимал тамошнее "федерально-христианское" воинство против сепаратистов мусульманской Эритреи, уже не спросишь. Он погиб летом 78-го. Погиб, оставив военной истории феноменальный пример практически "безжертвенного" - для подсоветного ему 17-тысячного корпуса - наступления на "врагов" союзного тогда с нами "африканского отечества". За что был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. Не дали: "кто-то" узрел Коран в нехитром скарбе полковника. Открылись и его "тайные" посещения тамошних мечетей. Ограничились орденом "Красной Звезды". Да пребудет с ним Аллах…

Не менее аккуратно отнесемся к афганским историям. Из 417 безвестно пропавших шурави доказательно (по свидетельству освобожденных) приняли ислам около 60 узников. Приняли - чтобы выжить в плену. Около 10 из них вернулись на родину, включая трёх - через западные страны. Кто в какой вере остался? - вопрос открытый. За десятилетие афганской войны публично установлено не менее 5 случаев добровольного перехода шурави на сторону моджахедов. Популяризировать их имена не будем. Но очевидно, что мотивом предательства стали не убеждения, а малодушие, часто в сочетании с криминальными наклонностями. Но версия об успешной карьере бывшего "воина-интернационалиста", перекрасившегося в моджахеда, для востоковеда-практика выглядит абсурдом. Во всяком случае не верьте газетным сенсациям о "русском телохранителе" полулегендарного Ахмадшаха Масуда. Понятие "хайен" ("Каин" и "Иуда" в одном лице) в описываемой среде куда более жесткое, чем на любом по удаленности Западе или Востоке.

Есть примеры куда более яркие и убедительные: некоторые советские пленные, даже формально принявшие ислам (на самом деле - часто изнасилованные, насильно обрезанные, после чего получившие мусульманские имена) находили силы к сопротивлению или бегству к своим. До сих пор неизвестны имена участников восстания советских военнопленных в пакистанском лагере Бадабера в апреле 1985-го. Кто Вы, "Абдул Рахман", поднявший соотечественников на последний бой? А ведь данные на советских узников (по максимуму всего-то около трех сотен), тем более офицеров, наверняка хранятся в сейфах пакистанской разведки ISI, а значит - и ЦРУ. Многие шурави куда чаще, чем о предателях, слышали о бежавших из плена и даже видели их в лицо. Один из таких, помнится, татарин из Кременчуга, после нескольких лет душманского "перевоспитания" забыл, что такое "отчество", переплетал русские слова с пуштунскими, но вышел к нашей заставе со словами "Я - советский аскар (солдат)". Тогда нам говорили, что сведения о таких не подлежат огласке по режимным и этическим соображениям. Но почему сегодня о кандагарских летчиках (прости Господи, "героях-коммерсантах") мы знаем больше, чем о босом наполовину одичавшем парне, заметьте, мусульманине по истокам, вернувшимся на Родину, ибо более святого в его душе не было? И завершая киношную тему, спросим, почему не он, а "глубокомысленный" перевёртыш стал героем известного фильма "Мусульманин"?

"Аллах Акбар!" - это по-русски…

Можно сколь угодно размышлять о жизненных перипетиях, заставивших далеких от религии русских парней принять ислам - часто в его "черно-белом", то есть, ваххабитском или ином полусектантском (салафитском) виде. Что ж - у каждого свой "шлях"... Но предателями их называют не за это. За то, что повернули оружие против своих. Проявляющееся в некоторых публикациях "тоже глубокомыслие" - Косолапов, мол, "впитал от соседей-кавказцев принципы абреческого робингудства", а у Тихомирова - полубурята-полурусского - был отчим-чеченец - скорее дискредитируют честных мусульман Северного Кавказа. Явно заждался публичности образ дагестанского ополченца августа 1999 года. Того, кто под кличем "Аллах Акбар!" - на время общероссийским - остановил бандитов Хаттаба. Представим, что бы случилось со страной, если бы не остановил? Кто знает, что десяток селян отчаянно удерживали в Ботлихском районе свой аул? И удержали до подхода федералов. Ценой жизни 7 из 10 и под предводительством местного муллы-бывшего "афганца", потерявшего тогда единственного сына. И полурусской-полуаваркой, 25-летней махачкалинской учительницы музучилища (!), гостившей там у родственников. Кстати, возможно, так и оставшихся не награжденными.

Поэтому религиозное самооправдание участников антироссийского джихада - это блеф, принимаемый во внимание лишь адвокатами тех, кто пока жив. Такой же как "лягушачье" препарирование "исламской мотивации" сермяжного уголовника Смирнова (сидел, в частности, за свинокрадство (!), малоизвестного по делам, но интернет-распиаренного Захарова (Асадуллы, "назначенного командующим Уральским фронтом сопротивления"), авантюриста Косолапова (отчислен из военного училища за кражу чужой стипендии) и выпускника двух медресе "воинственного противника шиизма" Тихомирова. Последний - недавно пристрелянная "интернациональная" надежда Доку Умарова - последнего лидера уже не сепаратистского, а мстящего подполья в Чечне. Их общий уровень соответствует присвоению Басаеву звания "генералиссимуса исламского сопротивления". Парадокс, но даже абсурдные по существу директивы Масхадова ("развернуть телевидение и радио", "блокировать районные центры" и т.п.), кажутся хотя бы логичными по военно-штабной стилистике.

Северный Кавказ стал окончательно русским с августа 99-го. Остальное - от шайтана-иблиса. Перепоручим его Следственному комитету.

Борис Подопригора

Ответы экспертов:

Почему радикальный исламизм становится модным в молодежной среде

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Южный федеральный университет, факультет психологии, 12-14 октября 2009 года

Фото

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

Мероприятия

В Москве пройдет конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде»

III Всероссийская научно-практическая конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде» состоится в Москве 27 и 28 сентября 2016 года.

Отправить материал