С помощью уроков религии будут бороться с терроризмом

С помощью уроков религии будут бороться с терроризмом

11.05.2016


По поручению департамента образования Московский институт открытого образования (МИОО) и столичные вузы проводят мониторинг школ города для того, чтобы улучшить качество духовно-нравственного образования. По результатам исследования будут составлены рекомендации для учителей, у них появится новая задача - с помощью курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) противодействовать развитию экстремистской идеологии и терроризма.

Как сообщили «Известиям» в МИОО, проверка пройдет во всех школах города с помощью анкет, в которые включены вопросы о формах преподавания ОРКСЭ, подготовке учителей и качестве учебников и методических материалов.

По словам профессора кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета (МГПУ) Георгия Гогоберидзе, самая главная задача, которая стоит перед экспертами, проводящими мониторинг, - подготовить систему противодействия терроризму.

«Сегодня в условиях, когда активизировались радикальные элементы национально-религиозных организаций и в России в целом, и в Москве в частности, образовательные центры могли бы сыграть колоссальную роль, чтобы ликвидировать религиозное невежество, научить подрастающее поколение отличать истинную религию от сектантского, радикального вероучения. Эта система противодействия экстремистской и террористической идеологии легко ложится в рамки курса ОРКСЭ, и это самая большая проблема, которой мы занимаемся», - сказал Георгий Гогоберидзе.

Он отметил, что с помощью мониторинга планируется решить и другие проблемы, связанные с курсом ОРКСЭ. В анкетировании будут участвовать не только педагоги и школьники, но и их родители.

«Мы по нескольким направлениям идем: определяем уровень компетентности учителей, выясняем, насколько хорошо подготовлены учащиеся и как к ОРКСЭ относятся родители», - говорит Гогоберидзе.

По его словам, несмотря на то что по закону «Об образовании» школы - это светские учреждения, в Москве фиксируются случаи, когда преподаватели ОРКСЭ «ударяются» в богословие.

В свою очередь, и многие родители школьников до сих пор считают основы религиозных культур и светской этики предметом для воскресной школы, а не культурологическим курсом.

К числу таких родителей относится отец двух шестиклассниц Алексей Денисов.

«Я смотрю на ОРКСЭ резко отрицательно, и жене моей это тоже не нравится. У нас же светская школа, поэтому предметы должны быть такими как математика, русский язык, химия, физика... Они в будущем помогут ребенку найти хорошую работу. А религии должны учить родители и воскресные школы», - сказал Денисов.

Мама четырехклассницы школы №630 Юлия Степанова рассказала, что выбор учеников школы разделился между основами мировых религиозных культур и основами светской этики, а основы православной культуры почти никто не выбрал.

«Как показывают социологические опросы, большинство родителей предпочитают модули «светская этика» и «мировые религии», и в этом направлении нужно двигаться, работая над совершенствованием ОРКСЭ», - говорит доцент факультета социальных наук Высшей школы экономики Ольга Савинская.

По ее мнению, чтобы педагоги не переходили черту, разделяющую богословие и культурологию, такие модули, как основы исламской, православной, иудейской и буддийской культуры, надо вовсе исключить из курса.

«Если мы по-настоящему беспокоимся о духовно-нравственном воспитании школьников, то надо увеличивать число уроков литературы. Нет более мощного средства духовно-нравственного воспитания, чем этот предмет», - сказал заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Такого же мнения придерживается главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушков.

«Проблему духовно-нравственного воспитания детей можно решить благодаря предметам гуманитарного цикла, которые уже существуют. Введение нового курса требует длительной подготовки квалифицированных кадров, этого не было сделано, поэтому сейчас мы видим множество проблем, связанных с ОРКСЭ», - сказал Ушков.

Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин рассказал «Известиям», что мониторинг образовательных учреждений Москвы должен в первую очередь оценивать уровень подготовки учителей, ведущих ОРКСЭ.

«Департаменту образования следовало бы провести серьезную ревизию кадрового состава школ. Мы должны понимать, что недостаточно написать хорошую учебную программу, должны быть специалисты, которые в состоянии эту программу реализовать», - сказал Панин.

Однако, по словам Георгия Гогоберидзе, мониторинг в первую очередь направлен на совершенствование методических материалов и курсов повышения квалификации для педагогов, а не на увольнение сотрудников школ.

«Хочу успокоить коллег, никакой «чистки» не будет», - сказал он.

Известия

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал