Террористы ищут подкрепление среди «новых» мусульман

02.11.2011


Появление этнических немусульман в составе радикальных исламистских группировок - заметный феномен последнего десятилетия российской истории. По сути, к концу прошлого столетия выросло новое поколение так называемых русских мусульман, попавших под влияние мусульманских экстремистов, многие из которых также русские по национальности.

Еще в начале 2000-х годов после совершения громких терактов на слуху были двое русских - Максим (Муслим) Панарьин и Павел (Мохаммед) Косолапов, принявших ислам и ставших активными членами бандитских формирований. Они причастны к терактам в Москве в 2004 году: взрыву 6 февраля в Московском метрополитене на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая») и 31 августа у входа в метро «Рижская», в результате которых погибли более 50 человек. На их совести и серия взрывов в 2003–2005 годах на автобусных остановках в Краснодаре и Воронеже, унесших жизни пяти человек. Позже стали известны имена других активистов незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе, носивших русские фамилии и имена - Саид Бурятский (Александр Тихомиров), воевавший на стороне амира «Имарата Кавказ» Доку Умарова, Виталий Раздобудько и его жена Мария, подорвавшие себя 14 февраля этого года в дагестанском селении Губден.

Вместе с тем усиление процесса вовлечения этнических немусульман, принявших ислам, в экстремистские организации отмечено не только на юге России. Российский востоковед Роберт Ланда в этой связи пишет, что число новообращенных продолжает расти и в европейских странах, причем за счет как коренных жителей, так и выходцев из среды африканских иммигрантов, которые у себя на родине были не очень тверды в христианстве, считая его чуждой религией, навязанной миссионерами. «Рожденные» заново в исламе, они как бы воплощают в жизнь потребность в причастности к великой исламской умме.

Появилось даже определение - «новые» мусульмане, под которое попадают все те, кто добровольно сменил религию. К сожалению, среди них велико и число тех, кто попал под влияние экстремистской пропаганды. К их числу, например, принадлежат «американский талиб» Джон Уокер Линд, воевавший на стороне этого радикального движения в Афганистане, Адам Гадан, которого еще называют англоязычным рупором Аль-Каиды, Абу-Мансур аль-Амрики – один из руководителей сомалийской группировки «Аш-Шабаб», Дэвид Хедли, в числе прочих организовавший теракт в индийском городе Мумбаи в ноябре 2008 года.

Новые адепты ислама, как правило, отличаются повышенной нетерпимостью к иным взглядам, они более радикальны, чем те, кто воспринял веру в семье. Но не только по этой причине Аль-Каида и другие экстремистские организации с удовольствием принимают в свои ряды новообращенных мусульман. С одной стороны, по мнению французского исследователя ислама Оливье Руа, «новые» мусульмане в течение длительного времени могут находиться вне контроля спецслужб: рожденные и выросшие в Европе они не выделяются на общем фоне благодаря свободному знанию языков, ведению западного образа жизни и строгому соблюдению местных нравов и обычаев. А с другой — их присутствие в составе различных ячеек Аль-Каиды по всему миру является своего рода демонстрацией масштабности террористического движения.

Исследователи выделяют несколько причин роста числа новообращенных мусульман в странах Европы, среди которых отмечают желание разнообразить свою жизнь, чтобы она не протекала «от вечеринки до вечеринки, от одного просмотра футбольного матча до другого». После принятия ислама европейцем у него появляются новые друзья. Многие из опрашиваемых неофитов заявляют, что теперь их окружают «новые братья», они чувствуют себя в общине мусульман как дома, востребованными и нужными, а следование шариату «упорядочивает их жизнь, создает некий смысл служению высшей цели». Живя в потребительском обществе, далеко не все согласны с его системой ценностей, нравственными акцентами и подсознательно ищут людей со схожими взглядами на окружающую действительность. И очень легко попадают под влияние радикальных исламистов.

Радикалы не только внедряют в сознание новообращенных мусульман экстремистскую идеологию, но и вырабатывают новые стандарты поведения в молодежной среде. Именно для них создается привлекательный имидж ислама, формируется культ «настоящего мусульманина». Бойцы экстремистских организаций, прошедшие Ирак и Афганистан, после возвращения в Европу становятся очень популярными в мусульманской молодежной среде, ведут вербовку новых бойцов в радикальные исламистские группировки, организуя нечто вроде «джихад-туров» для молодых людей, желающих испытать себя. В результате исламская молодежь отправляется воевать в горячие точки: Кашмир, Ирак, Чечню, Афганистан, Йемен, Сомали.

Число «новых» мусульман в каждой из европейских стран различно. Французский эксперт в области терроризма Ален Родье говорит, что Франция занимает у радикальных исламистов особое место. И для этого у него есть веские основания: из 50 тыс. французов, принявших ислам, около 1,1 тыс. являются приверженцами его радикальной версии, а примерно 5 тыс. симпатизируют экстремистам.

Осознают опасность, исходящую от европейского исламского экстремизма, и в США, где развернулась дискуссия по этой проблеме. Серьезность ее обусловлена тем, что европейские радикалы из числа мусульман – граждан европейских стран – могут очень легко проникать в США, используя упрощенные визовые процедуры и таможенные формальности, существующие в рамках евроатлантического партнерства.

С другой стороны, существует опасность распространения радикальных форм ислама среди неофитов и в самих США. Известный идеолог и лидер Аль-Каиды Айман аз-Завахири призвал христиан-афроамериканцев, проходящих службу в вооруженных силах США, перейти на сторону последователей «чистого ислама». Он с негодованием отмечает, что ему «обидно, когда чернокожие американцы стреляют в мусульман». «Почему он (афроамериканец) воюет с нами, когда режим крестоносцев в Вашингтоне преследует его так же, как он преследует нас, и угнетает его так же, как угнетает нас? Возможно, его предки-рабы из Африки были мусульманами, как и мы». По словам Завахири, чернокожие американские солдаты умирают ради приумножения миллионов Белого дома, получая лишь «объедки за пролитую кровь или за то, что они вернутся с войны калеками». И случай с майором армии США, расстрелявшим своих сослуживцев на базе Форт-Худ, наглядно свидетельствует, что слова нового террориста №1 найдут поддержку не только у «старых», но и «новых» мусульман.

Дмитрий Нечитайло,

Институт востоковедения РАН

Ответы экспертов:

Экстремистам - отдельную камеру. За и против?

Дискуссионный материал С.Оганесяна и В.Михайлова о необходимости отдельного содержания лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, в учреждениях УИС.

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал