«Татаррус» - это не лицензия на убийство

11.11.2011


В зонах конфликтов на Северном Кавказе, Ираке, Сомали и Афганистане радикалы от ислама несут ответственность за многочисленные жертвы среди гражданского населения в результате многочисленных терактов.

Организаторы диверсий также мало заботятся о безопасности своих единоверцев во время боевых действий. В результате современному радикальному исламизму пришлось столкнуться с одной из самых острых проблем: крайне негативным восприятием широкими массами мусульман значительных жертв среди мирного населения в ходе джихада.

В случаях, когда джихадисты берут на себя ответственность за нападение и убийство мусульман, они, как правило, пытаются оправдать их на основе стратегической и оперативной необходимости, приводя при этом и некоторые религиозные обоснования. Одной из богословских концепций, наиболее часто приводимых Аль-Каидой для оправдания жертв среди мирного населения, является «Хукм ат-татаррус» (от арабского «татарраса»-прикрываться как щитом, забаррикадироваться).

Это учение традиционно используется для определения допустимости мусульманскими армиями атаковать немусульманские вооруженные формирования в следующих ситуациях:

- когда неверные, находясь в своем укрытии, готовятся отразить нападение и используют мусульман против их воли в качестве живого щита;

- мусульмане нападают на крепость врага, внутри которой находятся их единоверцы, не удерживаемые против их воли, а занимающиеся коммерческой деятельностью с немусульманами;

- мусульмане, стремясь поразить неверных, проникших на мусульманские земли и занявших позиции вокруг или позади их единоверцев, чтобы изгнать врага должны пробиться через них;

- мусульмане нападают на корабль неверных, на котором последователи исламской религии удерживаются в качестве живого щита.

Одна из самых известных современных работ по «ат-татаррус» принадлежит теоретику Аль-Каиды Абу Яхье аль-Либи, который в книге «Живые щиты и современной Джихад» делает попытку использования этого учения для оправдания гибели гражданских лиц в результате диверсионных операций в наше время. Он считает, что «ат-татаррус» следует трактовать в контексте происходящих в современном мире событий, подчеркивая, что характер современной войны качественно отличается от столкновений мусульман с неверными в период ранней истории ислама, в котором была подготовлена большая часть научных теологических исследований по этому вопросу. Идеолог утверждает, что в так называемой «войне с террором» существует несколько линий фронта.

Он утверждает также, что многие западные объекты находятся на территории мусульманских городов и проникнуть туда достаточно сложно, поэтому приходится действовать на удалении, обстреливая их или направляя в них смертников. Соответственно при этом могут погибнуть случайно находящиеся в зоне поражения мирные жители. Он также отмечает, что моджахеды, осознавая что взрывы влекут за собой жертвы среди своих единоверцев, не могут отказаться от терактов: враг находится повсеместно и оккупирует большую часть земель последователей ислама. Поэтому отказ моджахедов от ведения джихада является нарушением священной обязанности мусульман по защите своих территорий. Таким образом Аль-Либи стремится подвести своих слушателей к тому, что современные конфликты по своей природе изначально предусматривают большое количество жертв среди мирного населения.

В 2008 году известный марокканский исламский богослов и член парламента страны Шейх Абдельбари Земземи выступил против трактовки «ат-татаррус», предлагаемой теоретиками террора в качестве обоснования Аль-Каидой жертв среди мирного населения. Он считает, что правила «ат-татаррус» не применимы к операциям Аль-Каиды, будь они совершены в Марокко, Нью-Йорке, Лондоне, Испании или Мавритании. По мнению Земземи, все операции Аль-Каиды «несправедливы и трусливы по своей сути, поскольку они с самого начала нацелены непосредственно на ничего не подозревающих гражданских лиц и ведут к уничтожению единоверцев не на поле боя».

«Они, скрываясь в горах, посылают своих людей совершать теракты в городах, где нет военных, а проживают только мирные жители. Это недопустимо и неоправданно. Граждане не могут быть атакованы без причины. Это можно расценивать как предательство. Вы можете бороться только с врагами, находящимися перед вами или занимающим ваши земли. Но взрывать ничего не подозревающих людей в их жилищах недопустимо». При этом, на его взгляд, не существует никакой разницы, являются ли они мусульманами или последователями других религий.

К великому сожалению подобные трактовки «ат-татаррус» пока недостаточно пропагандируются среди молодежи, на которую делают ставку современные идеологи Аль-Каиды и других террористических организаций. А ведь сами идейные вдохновители всемирного движения джихада, говоря о непримиримой борьбе с Западом, косвенно признают, что использование структурами террора «ат-татаррус» для оправдания массовых жертв среди гражданского населения в Ираке, Пакистане и других странах наносит ему серьезный ущерб. Идеологам становится все сложнее убеждать мусульман в необходимости принесения их в жертву ради победы над Западом.

Дмитрий Нечитайло,

Институт востоковедения РАН

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Религии и экстремизм. Способы и методы противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

В марте состоится международная конференция по противодействию терроризму

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ совместно с ПА ОБСЕ проведут в конце марта международную конференцию по противодействию терроризму, участником которой, возможно, станет спикер ливанского парламента Набих Берри, передает ТАСС со ссылкой на главу комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева.

Отправить материал