«Татаррус» - это не лицензия на убийство

11.11.2011


В зонах конфликтов на Северном Кавказе, Ираке, Сомали и Афганистане радикалы от ислама несут ответственность за многочисленные жертвы среди гражданского населения в результате многочисленных терактов.

Организаторы диверсий также мало заботятся о безопасности своих единоверцев во время боевых действий. В результате современному радикальному исламизму пришлось столкнуться с одной из самых острых проблем: крайне негативным восприятием широкими массами мусульман значительных жертв среди мирного населения в ходе джихада.

В случаях, когда джихадисты берут на себя ответственность за нападение и убийство мусульман, они, как правило, пытаются оправдать их на основе стратегической и оперативной необходимости, приводя при этом и некоторые религиозные обоснования. Одной из богословских концепций, наиболее часто приводимых Аль-Каидой для оправдания жертв среди мирного населения, является «Хукм ат-татаррус» (от арабского «татарраса»-прикрываться как щитом, забаррикадироваться).

Это учение традиционно используется для определения допустимости мусульманскими армиями атаковать немусульманские вооруженные формирования в следующих ситуациях:

- когда неверные, находясь в своем укрытии, готовятся отразить нападение и используют мусульман против их воли в качестве живого щита;

- мусульмане нападают на крепость врага, внутри которой находятся их единоверцы, не удерживаемые против их воли, а занимающиеся коммерческой деятельностью с немусульманами;

- мусульмане, стремясь поразить неверных, проникших на мусульманские земли и занявших позиции вокруг или позади их единоверцев, чтобы изгнать врага должны пробиться через них;

- мусульмане нападают на корабль неверных, на котором последователи исламской религии удерживаются в качестве живого щита.

Одна из самых известных современных работ по «ат-татаррус» принадлежит теоретику Аль-Каиды Абу Яхье аль-Либи, который в книге «Живые щиты и современной Джихад» делает попытку использования этого учения для оправдания гибели гражданских лиц в результате диверсионных операций в наше время. Он считает, что «ат-татаррус» следует трактовать в контексте происходящих в современном мире событий, подчеркивая, что характер современной войны качественно отличается от столкновений мусульман с неверными в период ранней истории ислама, в котором была подготовлена большая часть научных теологических исследований по этому вопросу. Идеолог утверждает, что в так называемой «войне с террором» существует несколько линий фронта.

Он утверждает также, что многие западные объекты находятся на территории мусульманских городов и проникнуть туда достаточно сложно, поэтому приходится действовать на удалении, обстреливая их или направляя в них смертников. Соответственно при этом могут погибнуть случайно находящиеся в зоне поражения мирные жители. Он также отмечает, что моджахеды, осознавая что взрывы влекут за собой жертвы среди своих единоверцев, не могут отказаться от терактов: враг находится повсеместно и оккупирует большую часть земель последователей ислама. Поэтому отказ моджахедов от ведения джихада является нарушением священной обязанности мусульман по защите своих территорий. Таким образом Аль-Либи стремится подвести своих слушателей к тому, что современные конфликты по своей природе изначально предусматривают большое количество жертв среди мирного населения.

В 2008 году известный марокканский исламский богослов и член парламента страны Шейх Абдельбари Земземи выступил против трактовки «ат-татаррус», предлагаемой теоретиками террора в качестве обоснования Аль-Каидой жертв среди мирного населения. Он считает, что правила «ат-татаррус» не применимы к операциям Аль-Каиды, будь они совершены в Марокко, Нью-Йорке, Лондоне, Испании или Мавритании. По мнению Земземи, все операции Аль-Каиды «несправедливы и трусливы по своей сути, поскольку они с самого начала нацелены непосредственно на ничего не подозревающих гражданских лиц и ведут к уничтожению единоверцев не на поле боя».

«Они, скрываясь в горах, посылают своих людей совершать теракты в городах, где нет военных, а проживают только мирные жители. Это недопустимо и неоправданно. Граждане не могут быть атакованы без причины. Это можно расценивать как предательство. Вы можете бороться только с врагами, находящимися перед вами или занимающим ваши земли. Но взрывать ничего не подозревающих людей в их жилищах недопустимо». При этом, на его взгляд, не существует никакой разницы, являются ли они мусульманами или последователями других религий.

К великому сожалению подобные трактовки «ат-татаррус» пока недостаточно пропагандируются среди молодежи, на которую делают ставку современные идеологи Аль-Каиды и других террористических организаций. А ведь сами идейные вдохновители всемирного движения джихада, говоря о непримиримой борьбе с Западом, косвенно признают, что использование структурами террора «ат-татаррус» для оправдания массовых жертв среди гражданского населения в Ираке, Пакистане и других странах наносит ему серьезный ущерб. Идеологам становится все сложнее убеждать мусульман в необходимости принесения их в жертву ради победы над Западом.

Дмитрий Нечитайло,

Институт востоковедения РАН

Ответы экспертов:

Эксперт: От бесполетной зоны в Сирии выиграют лишь террористы

Учебник «Противодействие терроризму»

Фото

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

Мероприятия

В Москве пройдет конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде»

III Всероссийская научно-практическая конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде» состоится в Москве 27 и 28 сентября 2016 года.

Отправить материал