Сравнение Концепций внешней политики РФ за 2013 и 2016 годы

Сравнение Концепций внешней политики РФ за 2013 и 2016 годы

27.12.2016


Спустя 3 года после принятия Концепции внешней политики Российской Федерации в 2013 году, Президент Владимир Путин издал указ о вступлении в силу новой внешнеполитической доктрины. Таким образом, в России новая Концепция действует с 30 ноября 2016 года. Решение о ее принятии было обосновано изменением политической обстановки в мире и актуализацией российских внешнеполитических направлений.

События, произошедшие за последние 3 года в мире, коснувшиеся Российской Федерации, такие как кризисная ситуация на Украине после Евромайдана, введение антироссийских санкций и контрсанкций, активизация деятельности «Исламского государства» (запрещена в РФ) на Ближнем Востоке, отразились на внешнеполитическом курсе России. Поэтому, наряду с подтверждением тезисов, заявленных в Концепции 2013 года, в новой внешнеполитической доктрине появились определенные изменения, которые будут рассмотрены далее.

Во второй главе документа стоит обратить внимание на пункт 8. В предыдущей Концепции уже было утверждение о том, что на мировую политику все больше оказывает влияние не только военная сила, но и такие факторы как экономические, правовые, технологические и информационные. В 8 пункте новой доктрины говорится о том, что их использование с целью реализации геополитических интересов затрудняет возможность урегулирования споров и разрешения конфликтов мирным путем.

Без внимания не остались изменения в экономической сфере. В той же главе появляется 10 пункт, касающийся современного состояния мировой экономики. Оно характеризуется снижением темпов роста, изменчивостью цен на финансовых и товарно-сырьевых рынках, усилением регионального фактора развития экономического сотрудничества. Одновременно с этим, в пункте говорится о значимой роли открытых торговых отношений и о современной тенденции к коллективному регулированию, что является актуальным для существующих торговой и валютно-финансовой систем. В тоже время, в 12 пункте отмечается проявление смены технологического уклада в различных экономических отраслях, которая может стать причиной усиления соперничества в экономике и ускорения перераспределения ролей на международной арене.

Как можно заметить, Концепция 2016 года придает особое значение современным международным проблемам. Так, теперь их сфера расширяется и на киберпространство. Кроме того, в 14 пункте появляется новая формулировка, подчеркивающая, что «одной из наиболее опасных реалий современного мира становится усиление угрозы международного терроризма». Внимание данному вопросу уделяется и в 15 пункте, где говорится об «Исламском государстве» (ИГ) как о качественно новом проявлении террористической угрозы. В этом пункте Россия призывает бороться с глобальной опасностью, объединившись в международную коалицию, которая будет взаимодействовать на основе «прочной правовой базы». Желание разрешить проблемы на Ближнем Востоке подтверждается еще раз в пункте 93, где Россия выступает за урегулирование сирийского конфликта на основе международного коммюнике, подписанного в Женеве в 2012 году.

Некоторые изменения произошли в третьей главе концепции. В пункте 45 говорится о долгосрочной перспективе соглашения, подписанного на прошедшей в 2015 году конференции по климату в Париже. В этом же пункте РФ подчеркивает, что выступает против искусственной политизации природоохранной проблематики, чего не встречается Концепции 2013 года. В той же главе, в разделе, посвященном информационному сопровождению внешнеполитической деятельности, появляется новый пункт, который подчеркивает важность сотрудничества российского экспертного сообщества с иностранными коллегами в рамках оценки мировой политики и международной безопасности.

Значительные изменения произошли в главе, посвященной региональным приоритетам государства. В сравнении с Концепцией 2013 года, в новой доктрине больше внимания уделяется укреплению отношений с Белоруссией, о чем говорится в пункте 50. О ней же упоминается в следующем пункте, в контексте углубления сотрудничества со странами ЕАЭС, и это является ключевой задачей для РФ во внешней политике.

Что касается отношений с Украиной, в Концепции 2013 года о ней говорилось как о приоритетном партнере в СНГ, в документе 2016 года данной формулировки больше нет. В пункте 56, посвященном отношениям с Украиной, подчеркивается, что Россия нацелена на дальнейшее сотрудничество и укрепление связей между двумя государствами в различных сферах и готова помочь в урегулировании внутреннего конфликта в Украине при сотрудничестве с международными структурами, занимающимися данным вопросом.

В доктрине 2016 года появляются новые аспекты, касающиеся отношений с Западом. Новая Концепция в пункте 61 критикует позицию государств-членов НАТО и ЕС по отношению к России и рассматривает их политику как противоречащую сотрудничеству, которое крайне необходимо в современной ситуации, осложненной международными угрозами. Одновременно с этим, в пункте 63 торгово-экономические отношения с ЕС рассматриваются как «важные», в то время как в Концепции 2013 года Евросоюз рассматривался как «основной партнер» в этой сфере. По вопросу позиции США Россия показывает свое отношение в пункте 72, где заявляет о непризнании их деятельности, выходящей за пределы рамок международного права, а в 73 пункте, в отличие от 2013 года, РФ уже напрямую заявляет о рассмотрении американской системы противоракетной обороны как угрозу своей национальной безопасности.

Другим дополнением, касающимся этого, региона стал пункт 69, в котором говорится о важной роли государств, не входящих в военные альянсы и о желании России развивать сотрудничеству с ними. Однако в новой Концепции нет отдельного упоминания об отношениях с Юго-Восточной Европой и Балканским регионом. Зато большее внимание уделяется сотрудничеству с ШОС, что подтверждается пунктом 79, а в следующем пункте Россия ставит своей целью вывести отношения с АСЕАН на «уровень стратегического партнерства». Кроме того, РФ настроена на сотрудничество с Ираном и на поддержку в реализации установленных Советом управляющих МАГАТЭ и Советом Безопасности ООН договоренностей по вопросу ядерной программы государства.

В новой доктрине появляется дополнение и по вопросу сотрудничества в Арктическом регионе, где РФ будет выступать против конфронтации и политизированию отношений. Кроме того, Россия напоминает о значимости Северного пути, который является важным транзитным путем региона: он помогает развитию торговых отношений между Европой и Азией.

Важность сотрудничества в экономической сфере можно также заметить в пункте 82, где подчеркивается роль равного партнерства в рамках таких объединений как АСЕАН, ШОС и ЕАЭС. Кроме того, значимость выстраивания отношений на Востоке подтверждается дополнительным вниманием к странам Юго-Восточной Азии в 90 пункте, где помимо Вьетнама перечисляются другие основные партнеры региона. Однако стоит заметить, что в Концепции 2016 года снижается значимость БРИКС, о котором теперь упоминается только один раз при перечислении площадок для сотрудничества с партнерами.

Таким образом, новая Концепция имеет достаточно отличий от Концепции 2013 года, что выражается как в дополнениях, касающихся недавно произошедших событий в мире, так и, в некоторых случаях, в изменении языка, что отражает смену приоритетов во внешней политике России.


Хлопянова Ольга Андреевна, студентка Факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством «Внешнеполитическая Экспертиза»

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

О мировоззренческих ценностях священных писаний, подпадающих под действие Уголовного кодекса РФ

Учитывая неоценимую культурологическую роль и значение религий в истории развития человечества, в данной статье обосновывается необходимость полного выведения из правовой регламентации всех богословских текстов, а также проповедей священнослужителей, которые не содержат призывов н свержению законно избранной власти и существующего государственного строя РФ. В пользу именно такого подхода говорит то, что разрешённые (последней редакцией от 25.11.2015 г.) Федеральным Законом от 25 июля 2002 г. N9 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к цитированию и распространению Священные Писания содержат мировоззренческие ценности, представления и действия, которые в современную ментальную эпоху (цивилизацию) подпадают под действие ряда уголовных статей. Причём не только статей 280 и 282 УК РФ, но также 30, 105 и 205 УК РФ.

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

Всероссийская научно-практическая конференция «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ», которая пройдет (18 мая 2017 года г. Уфа Республика Башкортостан)

Всероссийская научно-практическая конференция «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ» (18 мая 2017 года, г. Уфа Республика Башкортостан)

Отправить материал