Социально-политические последствия распространения ваххабизма в мире

02.11.2011


Если бы ваххабизм оставался в пределах Саудовской Аравии, думается, особых проблем не возникало бы: в исламе много разных течений и сект, которые мирно уживаются и одна с другой и с другими религиями.

Однако с начала 70-х гг. ваххабизм стал целенаправленно распространяться за пределами Саудовской Аравии. Распространение ваххабизма проходило в три этапа по трем направлениям:

70-е - 80-е гг. - арабские страны (Египет, Сирия, Алжир и др. )

80-е гг. - Афганистан

90-е гг. - территория бывшего Советского Союза (Россия, Центральная Азия, Украина, Азербайджан и т.д.), Юго-Восточная Европа, Западная Европа, две Америки, Австралия, Африка.

Ваххабизм стал идеологией антиправительственных экстремистских группировок в арабских странах (70-е - 80-е гг.) Возникновение исламского экстремизма в форме экстремистских и террористических группировок и незаконных вооружённых формирований в Египте, Алжире и других арабских странах - результат внедрения ваххабизма в мусульманскую среду этих государств. В Алжире (при всей сложности и противоречивости событий" ходе гражданской войны, унесшей более 100 тыс. жизней и по сути дела разрушившей общество и государство) в полной мере проявилась логика ваххабитского такфира и джихада. В соответствии с программными идеями ваххабитских группировок Алжира, убийству подлежат все правители, отошедшие от ислама, все те, кто выполняет их приказы, все те, кто не сопротивляется этим правителям, все те, кто в чем-то не согласен с ваххабитами. (Естественно они называют себя не ваххабитами, а салафитами или мусульманами.)

Ваххабизм был содержанием идеологической подготовки арабского экспедиционного корпуса в период войны в Афганистане когда тот воевал не только против советских "неверных", но и против афганских мусульман тоже объявленных "неверными".

Ваххабизм является идеологией "арабских афганцев", расползшихся по миру, а также "афганцев второго поколения" - экстремистов разных национальностей, готовящихся в ваххабитских лагерях на территории Афганистана,  контролируемой   движением   ''Талибан'' (союзником ваххабизма, составной часть ваххабитско-талибского альянса).

В 90-е гг. объектом ваххабитской агрессии стала Россия. Наиболее яркое проявление вооруженной ваххабитской агрессии - вторжение с территории Чечни в Дагестан в 1999 г. дагестанских, чеченских и арабских  ваххабитов. Но до этого, вооруженная агрессия арабских ваххабитов на российскую территорию - в Чечню ознаменованная учиненной ими бойней в ущелье Ярыш-Марды в апреле 1995 г., когда была уничтожена колонна 245-го мотострелкового полка (существуют видео-записи боя и "подведения итогов" из которых с очевидностью следует, что и сама засада и все, что за ней последовало - дело ваххабитов-арабов). До этого были бои междудагестанскими   новообращенными   ваххабитами   и   мусульманами-традиционалистами в Чабанмахи (май 1997 г.).

Вооруженная агрессия сочеталась с агрессией идеологической - с начавшимся еще раньше распространением ваххабитских идей, которое приводило (и продолжает приводить) к созданию ваххабитских ячеек и плацдармов на территории России.

Внедрение  ваххабизма   обязательно   приводит   (об   этом свидетельствует 30-летний опыт его распространения в мире) к следующим сугубо негативным для общественной стабильности и государственной безопасности последствиям:

  • раскол национального мусульманского сообщества в той или иной стране;
  • создание из части расколотого национального мусульманского сообщества (она может быть небольшой) активной антисистемной (антиобщественной и антигосударственной) группы или групп;
  • включение этой группы (групп) во всемирную сеть ваххабитских организаций с единой идеологией, централизованным руководством, внешним финансированием  и,  естественно,  идущим  извне,  из ваххабитского центра (центров) политическим целеполаганием;
  • распространение   идеологии   религиозной   и   национальной нетерпимости и вражды, реальное осуществление религиозной дискриминации и сегрегации в тех зонах, где ваххабизм сумел закрепиться;
  • теоретическое оправдание насилия, экстремизма и терроризма в отношении всех тех, кто провозглашается "неверными".

Теракты 1999 г. в Москве, Буйнакске, Волгодонске, как показали следствие и суд, осуществлялись ваххабитами. В Чечне ваххабиты убивают имамов и шейхов, простых мусульман, не приемлющих ваххабизм. Многие города России захлестнул ваххабитский террор (вспомним Ставрополье). За каждым насильственным действием, за каждым случаем применения оружия, за каждым терактом стоят какие-то конкретные причины и побуждения. Но именно ваххабитская проповедь джихада как обязательной для мусульманина вооруженной (т.е. предполагающей убийство или как минимум, ранение противника) борьбы против "неверных" сняла существующий в исламе запрет на убийство невинных людей, ибо они, согласно ваххабитским установкам, "наихудшие создания перед Аллахом" т.е. хуже всех тварей, их "ненавидит Аллах", а "отстаивание интересов Аллаха" обязательно должно осуществляться "вооруженным способом".

В отношении ваххабизма на территории России (в первую очередь - на российском Северном Кавказе) необходимо констатировать, что ваххабизм в его разных проявлениях (ваххабитские идеи, ваххабитские публикации, ваххабитские миссионеры ваххабитские группы и даже ваххабитские территориальные анклавы) фиксируется как бытующий с определенного момента времени. Проще говоря, сначала ваххабизма не  было, а потом он появился.

Движение ваххабитов было внедрено на Северном Кавказе в 70-е гг. прошлого XX в. Расцвета это движение достигло в 90-е гг. - вплоть до того, что на территории Кадарской зоны Дагестана (села Кадар, Карамахи, Чабанмахи) возник ваххабитский анклав - "отдельная исламская территория".

Ведутся научные и околонаучные споры относительно того, почему возник ваххабизм России, т.е. каковы, в общем виде, причины его возникновения на российской территории. Некоторые исследователи утверждают, что ваххабизм (под которым они чаще всего понимают не собственно ваххабизм, а радикальный политизированный ислам) стал ответом  на  обострение  социально-экономического  и  культурно-идеологического кризиса. Даже если согласиться с этой точкой зрения, остается вопрос, откуда взялась не существовавшая ранее на территории России идеологическая форма этого ответа (всё тот же ваххабизм).

Иные полагают, что "ваххабизм" (ученые этой группы предпочитают употреблять это слово в кавычках) на Северном Кавказе - явление, имеющее внутренние, северо-кавказские корни, т.к. "ваххабиты" - это салафиты, а салафиты (сторонники возвращения к чистому исламу - каким он был во времена Пророка Мухаммада, его сподвижников и праведных халифов) были в истории ислама всегда. Сторонники такой позиции умышленно или по неведению игнорируют известный из истории ислама факт, что салафизм имеет различные формы. Салафитом был, например, и родоначальник шафи'изма аш-Шафи'и. Знаменитым салафитом был шафи'ит аль-Газали.

Есть принципиальный вопрос, по которому можно установить расхождение между салафитом аль-Газали и ваххабитами как салафитами. Это вопрос о такфире - объявлении "неверными" тех мусульман, которые в чем-то расходятся с салафитами. Принцип аль-Газали: нельзя осуществлять такфир в отношении тех мусульман, которые произнесли шахаду "Нет божества, кроме Бога, Мухаммад - Божий посланник". Эта позиция специально излагается аль-Газали в его трактате "Критерий различения между исламом и ересью" - Файсал ат-тафрика байн аль-ислам ва-з-зансака.

Для ваххабитов же такфир является одним из главных принципов. Поскольку в Чечне, Ингушетии и Дагестане распространен по преимуществу шафи'итский правовой мазхаб (школа), то местный, "почвенный" салафизм мог бы быть только шафи'итским. Но в том-то и дело, что ваххабизм на российском Северном Кавказе является привнесенным извне. И к слову сказать, классиком этого, занесенного извне ваххабитского салафизма, или просто ваххабизма является не шафи'ит аль-Газали, а ханбалит Ибн-Таймийя, ожесточенный критик аль-Газали. (Ханбализм - мазхаб, официально принятый в Саудовской Аравии; на Северном Кавказе, как и в целом в России, ханбалитов нет.)

Статистики распространения ваххабизма как религиозного течения на территории России не существует. Если ваххабитские общины регистрируются, то не называя себя ваххабитскими. Чаще всего они действуют без регистрации.

Органы МВД и ФСБ обладают соответствующей статистикой - но в отношении активных ваххабитов, заявивших о себе в качестве проповедников-организаторов или боевиков незаконных вооруженных формирований. Так, по данным уголовного розыска Кабардино-Балкарии, на сегодняшний день на учете в МВД этой республики состоит более 100 ваххабитов. По данным начальника Управления ФСБ по Северной Осетии, в Северной Осетии в настоящее время проживают около 40 человек, являющихся приверженцами ваххабизма.

Однако оценочные данные свидетельствуют о том, что ваххабитские общины составляют довольно высокий процент среди мусульманских общин России и распространены практически во всех тех регионах Федерации, где проживают мусульмане, включая Сибирь и Дальний Восток.

 

Машков И.Г.

Ответы экспертов:

Эксперт: От бесполетной зоны в Сирии выиграют лишь террористы

Учебник «Противодействие терроризму»

Фото

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

Мероприятия

В Москве пройдет конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде»

III Всероссийская научно-практическая конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде» состоится в Москве 27 и 28 сентября 2016 года.

Отправить материал