Социальная ответственность научного сообщества в современном Дагестане

21.10.2011


Сегодня Дагестан переживает нелегкие времена, и каждый здравомыслящий дагестанец должен подумать о своей роли в современной общественной жизни. Координационный центр при Президенте РД по проблемам формирования гражданского общества обсудил и выступил инициатором широкого осмысления вопроса о роли научного сообщества в преодолении общественно-политического кризиса в республике.

Основной характерной чертой научной интеллигенции во все времена является ее способность к духовному производству, теоретическому наращиванию содержания всех форм общественного сознания. Научная интеллигенция - носитель высокой образованности и мощного интеллекта, посредством которого осуществляется творчество новых знаний и культурных ценностей. Религиозное и педагогическое, научно-техническое и литературно-художественное творчество и освоение высочайших вершин философского разума - основные проявления и вехи прогрессирующего человеческого интеллекта.

Однако наша академическая и вузовская наука, имеющая несомненные достижения, по ряду объективных и субъективных причин недостаточно активна в решении ключевых для данного периода развития Дагестана проблем. Если говорить о научно-гуманитарной интеллигенции, то ее активность в творческой, воспитательной и общественно-преобразующей деятельности недостаточна. Как мыслящая часть общества она призвана постичь самосознание народа, сформулировать его национальную идею, а как поборник справедливости – служить посредником между народом и властью и т.п. Но наши экономисты и гуманитарии плохо представляют вектор общественного развития Дагестана. Полагаясь на федеральный центр в выборе и обосновании путей социального прогресса, мы недостаточно активны в формулировании национальной идеи, в формировании общественной идеологии, в поиске региональной модели гражданского общества, в осмыслении этнических проблем в условиях глобализации, в разработке системы воспитания подрастающего поколения…

Нам представляется, что дагестанская интеллигенция утратила многие позитивные качества, в ней произошли неоднозначные изменения – в частности, в ее рядах оказалась конъюнктурная и недостаточно подготовленная молодежь. Такие неблагоприятные перемены отрицательно сказались на деятельности научной интеллигенции Дагестана, на назначении научной элиты быть генератором идей, отражающих общественные перспективы. Здесь можно выделить объективные, методологические и этические причины.

В числе объективных, как известно, – затяжное расстройство экономики, масштабная коррупция, отсутствие политической стратегии, идеологический вакуум и др. Ослабление социальной ответственности научного сообщества во многом связано с тем, что отказ от марксистской методологии обернулся для многих наших теоретиков исследовательской непродуктивностью.

Социальная ответственность научного сообщества не может быть достаточной по ряду методологических причин, что демонстрируется в их отношении к модернизационным процессам.

Сегодня в России и в нашем Дагестане много говорят о модернизации. Модернизация социума означает по существу ослабление или же устранение структур традиционного общества – в условиях Дагестана – тухумных, клановых, криминализированных элит; реальное расширение прав и свобод личности; рост числа институтов гражданского общества и т.п. В науке модернизация в определенной степени совпадает с методологическим плюрализмом в ней. Это видно на примере социального познания. Использование так понимаемой теории модернизации в качестве методологической парадигмы, скажем, в исторической и социальной науке должно привести ученых от упрощенного представления об историческом движении от одного типа формации к другому на основе эволюции развития средств производства, включив в исторический анализ исследование особенностей национального менталитета, политической культуры и социокультурных традиций. Необходимо смещение акцентов с изучения взаимодействия базиса и надстройки на рассмотрение большего числа предпосылок и факторов формирования гражданского общества. В контексте всей культуры России и Дагестана по сути речь идет о необходимости плодотворного синтеза глобальной тенденции постмодерна с подлинным традиционализмом и фундаментализмом, преодолевая имевшие место периоды анти-традиции и контр-традиции. Но в этом синтезе совершенно неуместен отказ от марксистской методологии, который уже обернулся для многих наших теоретиков творчески беспомощным эклектическим сочетанием элементов материализма с национально-религиозными идеями. При этом вместо обращения к тем духовным силам и импульсам, явившимся глубинной основой традиции и способным привести к истине, происходит заимствование внешних форм, отживших конкретных содержаний, которые в условиях глобализации отрывают дагестанскую науку от отечественной и мировой.

Есть еще и этические причины недостаточной функциональной эффективности современной дагестанской научной интеллигенции. В дагестанском ученом сообществе завидный стимул получили новые и старые контрнормы этики ученого. Скажем, не чужды и многим представителям дагестанской научной интеллигенции партикуляризм, местничество, пристрастность оценок, организованный догматизм в защите точки зрения группы ученых. Не потому ли дагестанская научная элита даже в критические для республики годы «не поймала» момент истины – всей ее «теоретической мощи» хватило только на «обоснование» политических утверждений об экстремистском характере ваххабизма, о связях с международным терроризмом , на критику лозунгов джихада за установление исламской власти и т.п. Кроме этой действительно важной работы, была и остается необходимость в глубоких и объективных исследованиях сути ваххабизма, суфийских тарикатов, исторически культивируемых мусульманами Северного Кавказа, их современном состоянии и месте в ортодоксальном исламе, о соотношении традиционного (дагестанского и северокавказского) ислама с арабским исламом… Есть и другие теологические и религиоведческие проблемы, которые отданы на откуп дилетантам и в которых ясность не помешала бы широкому общественному сознанию. А ведь антропологическое начало науки как актуальный принцип в условиях российской науки обнаруживает себя в общественно-политической позиции субъектов науки, особенно в Дагестане.

Мустафа Билалов, профессор

http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=19631

Ответы экспертов:

Терроризм превращается в обыденность Европы

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Южный федеральный университет, факультет психологии, 12-14 октября 2009 года

Фото

Выставка «Современные системы безопасности - Антитеррор» в Красноярске

Выставка «Современные системы безопасности - Антитеррор» в Красноярске

Мероприятия

В Подмосковье пройдут юбилейные курсы «Бастион»

В 09:00 в Наро-Фоминске в Четвертой гвардейской отдельной Кантемировской ордена Ленина Краснознаменной танковой дивизии имени Ю.В. Андропова состоится открытие 15-го потока учебно-практических курсов «Бастион» для журналистов, работающих в кризисных ситуациях.

Отправить материал