Социальная ответственность научного сообщества в современном Дагестане

21.10.2011


Сегодня Дагестан переживает нелегкие времена, и каждый здравомыслящий дагестанец должен подумать о своей роли в современной общественной жизни. Координационный центр при Президенте РД по проблемам формирования гражданского общества обсудил и выступил инициатором широкого осмысления вопроса о роли научного сообщества в преодолении общественно-политического кризиса в республике.

Основной характерной чертой научной интеллигенции во все времена является ее способность к духовному производству, теоретическому наращиванию содержания всех форм общественного сознания. Научная интеллигенция - носитель высокой образованности и мощного интеллекта, посредством которого осуществляется творчество новых знаний и культурных ценностей. Религиозное и педагогическое, научно-техническое и литературно-художественное творчество и освоение высочайших вершин философского разума - основные проявления и вехи прогрессирующего человеческого интеллекта.

Однако наша академическая и вузовская наука, имеющая несомненные достижения, по ряду объективных и субъективных причин недостаточно активна в решении ключевых для данного периода развития Дагестана проблем. Если говорить о научно-гуманитарной интеллигенции, то ее активность в творческой, воспитательной и общественно-преобразующей деятельности недостаточна. Как мыслящая часть общества она призвана постичь самосознание народа, сформулировать его национальную идею, а как поборник справедливости – служить посредником между народом и властью и т.п. Но наши экономисты и гуманитарии плохо представляют вектор общественного развития Дагестана. Полагаясь на федеральный центр в выборе и обосновании путей социального прогресса, мы недостаточно активны в формулировании национальной идеи, в формировании общественной идеологии, в поиске региональной модели гражданского общества, в осмыслении этнических проблем в условиях глобализации, в разработке системы воспитания подрастающего поколения…

Нам представляется, что дагестанская интеллигенция утратила многие позитивные качества, в ней произошли неоднозначные изменения – в частности, в ее рядах оказалась конъюнктурная и недостаточно подготовленная молодежь. Такие неблагоприятные перемены отрицательно сказались на деятельности научной интеллигенции Дагестана, на назначении научной элиты быть генератором идей, отражающих общественные перспективы. Здесь можно выделить объективные, методологические и этические причины.

В числе объективных, как известно, – затяжное расстройство экономики, масштабная коррупция, отсутствие политической стратегии, идеологический вакуум и др. Ослабление социальной ответственности научного сообщества во многом связано с тем, что отказ от марксистской методологии обернулся для многих наших теоретиков исследовательской непродуктивностью.

Социальная ответственность научного сообщества не может быть достаточной по ряду методологических причин, что демонстрируется в их отношении к модернизационным процессам.

Сегодня в России и в нашем Дагестане много говорят о модернизации. Модернизация социума означает по существу ослабление или же устранение структур традиционного общества – в условиях Дагестана – тухумных, клановых, криминализированных элит; реальное расширение прав и свобод личности; рост числа институтов гражданского общества и т.п. В науке модернизация в определенной степени совпадает с методологическим плюрализмом в ней. Это видно на примере социального познания. Использование так понимаемой теории модернизации в качестве методологической парадигмы, скажем, в исторической и социальной науке должно привести ученых от упрощенного представления об историческом движении от одного типа формации к другому на основе эволюции развития средств производства, включив в исторический анализ исследование особенностей национального менталитета, политической культуры и социокультурных традиций. Необходимо смещение акцентов с изучения взаимодействия базиса и надстройки на рассмотрение большего числа предпосылок и факторов формирования гражданского общества. В контексте всей культуры России и Дагестана по сути речь идет о необходимости плодотворного синтеза глобальной тенденции постмодерна с подлинным традиционализмом и фундаментализмом, преодолевая имевшие место периоды анти-традиции и контр-традиции. Но в этом синтезе совершенно неуместен отказ от марксистской методологии, который уже обернулся для многих наших теоретиков творчески беспомощным эклектическим сочетанием элементов материализма с национально-религиозными идеями. При этом вместо обращения к тем духовным силам и импульсам, явившимся глубинной основой традиции и способным привести к истине, происходит заимствование внешних форм, отживших конкретных содержаний, которые в условиях глобализации отрывают дагестанскую науку от отечественной и мировой.

Есть еще и этические причины недостаточной функциональной эффективности современной дагестанской научной интеллигенции. В дагестанском ученом сообществе завидный стимул получили новые и старые контрнормы этики ученого. Скажем, не чужды и многим представителям дагестанской научной интеллигенции партикуляризм, местничество, пристрастность оценок, организованный догматизм в защите точки зрения группы ученых. Не потому ли дагестанская научная элита даже в критические для республики годы «не поймала» момент истины – всей ее «теоретической мощи» хватило только на «обоснование» политических утверждений об экстремистском характере ваххабизма, о связях с международным терроризмом , на критику лозунгов джихада за установление исламской власти и т.п. Кроме этой действительно важной работы, была и остается необходимость в глубоких и объективных исследованиях сути ваххабизма, суфийских тарикатов, исторически культивируемых мусульманами Северного Кавказа, их современном состоянии и месте в ортодоксальном исламе, о соотношении традиционного (дагестанского и северокавказского) ислама с арабским исламом… Есть и другие теологические и религиоведческие проблемы, которые отданы на откуп дилетантам и в которых ясность не помешала бы широкому общественному сознанию. А ведь антропологическое начало науки как актуальный принцип в условиях российской науки обнаруживает себя в общественно-политической позиции субъектов науки, особенно в Дагестане.

Мустафа Билалов, профессор

http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=19631

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Военно-политическая история Северного Кавказа в европейских исследованиях (XVIII–XX вв.)

Д. С. Ткаченко

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 46.04.01 – История
Магистерская программа «Отечественная история»
Магистратура

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

В марте состоится международная конференция по противодействию терроризму

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ совместно с ПА ОБСЕ проведут в конце марта международную конференцию по противодействию терроризму, участником которой, возможно, станет спикер ливанского парламента Набих Берри, передает ТАСС со ссылкой на главу комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева.

Отправить материал