Роль ислама в существовании и функционировании государства

21.11.2011


Свидетельством большого общественного и политического интереса к учению исламской концепции государства и общества, вопросов взаимосвязи государства и религии в современном мире является проведение международных региональных форумов, посвященных различным аспектам политической активности ислама на международной арене.

Согласно исламской теории, основы функционирования государства изложены в Коране и шариате. Опыт создания государства отразился в трудах историков, богословов, а также современных ученых. Поскольку учение ислама изначально лежало в основе возникновения мусульманского государства, то и сакрализация его устоев в глазах верующих явление, соответствующее теократии. Это обстоятельство делает привлекательными устои государства, а отклонение от основных идей его создания рассматриваются как покушение на константы вероучения.

По мнению российского исламоведа Г.М. Керимова в традиционных мусульманских странах, где ислам сохраняется в качестве официальной идеологии, а также в "мусульманских" республиках СНГ (Узбекистане, Азербайджане, Киргизии, Туркмении, Таджикистане, Казахстане), где религия отделена от государства, достаточно сильно проявляются тенденции взаимосвязи ислама со всеми структурами государственного строя. Многие руководители этих стран придерживаются мнения, что ислам, в сущности, не противоречит социальному прогрессу и его необходимо использовать в создании нового общества. Духовенство в этих странах официально поддерживает правительство. Богословы прилагают немало усилий к тому, чтобы новые преобразования в этих странах обосновывались канонами ислама. Современные мусульманские идеологи выдвигают различные концепции создания исламского государства нового типа, разрабатывают экономические и социальные программы по формам правления, подробно рассматривая обязанности мусульманского правительства.

В республиках России, где население традиционно исповедует ислам - Татария, Башкирия, республики Северного Кавказа, крупные города России, где компактно живут мусульманские общины), усиленно происходит исламизация общественной жизни.

В соответствии с принципами нерасторжимости таких понятий, как «ислам», «государство», «политика», автор концепции «третьего взгляда» на мир Аятолла Хомейни утверждал, что во времена Пророка Мухаммада политика не была отделена от религии. В мусульманском обществе духовенство, политика и правители существовали нераздельно. Пророк Мухаммад появился не для того, чтобы как Заратуштра, Мани, Маздак, Конфуций и т.д. восседать с придворными, в тиши  дворцов. 

Сейчас мусульманские теоретики много рассуждают о том, может ли ислам в современных условиях послужить исходной базой создания единого мусульманского государства, наподобие халифата? Некоторые из них полагают, что Всемирная исламская лига, объединяющая более 50 стран с 1 - миллиардным населением, в принципе является основой для такого государства. Хотя в целом, исламский мир еще далек до реализации данного проекта.

В современных условиях мусульманские идеологи вкладывают в понятие "панисламизм" новое содержание: объединение мусульманских стран на основе межгосударственных, экономико-политических, технических, культурных, торговых и других отношений. Согласно такой трактовке, панисламизму свойственны уже не наднациональные, а интернационалистические черты, духовное, культурное единство, экономическая и военная взаимопомощь и поддержка. Мусульманские богословы указывают на ряд принципов, которые, по их мнению, составляют основу социальной справедливости исламского государства: способ ограничения собственности, способ производства и распределения предметов первой необходимости.

Своеобразен опыт отношения государства и ислама в Турции, являющейся по Конституции светским государством. Начиная с 1925 г., в период республиканского правления, были запрещены суфийские ордена, религия отделена от государства. Однако в последние годы ислам вновь стал играть важную роль в социально-политической жизни страны.  Исламизированы многие стороны экономической жизни (исламские экономические организации  USIAD, MUSIAD), как защитная реакция на глобализационные процессы. Влияние так называемого турецкого ислама (пантюркизм) на мусульман России незначительно, несмотря на то, что подавляющее большинство мусульман России - тюркскоязычны. Скорее это явление можно характеризовать как культурно-компенсаторное, т.е. определённый интерес к пантюркизму был связан с длительным периодом подавления свободы вероисповедания и ассимиляции этнической культуры, языка. Хотя не исключено, что фактор солидарности тюркских народов имеет определенное будущее.

Исламская революция в Иране в 1979 г. развеяла иллюзию того, что на пороге XXI в. едва ли мусульманское духовенство может сыграть важную политическую роль в государствах Востока. Под руководством аятоллы Хомейни Исламская революция ликвидировала 2500-летний монархический режим. Вся полнота политической, социальной, правовой, культурной жизни иранского народа попала под власть мусульманского духовенства. В основу нового иранского государства легла исламская доктрина, идея единства духовной и светской власти, религии и государства.

В исламском мире ученых, сегодня идут процессы глубокого осмысления будущего исламской цивилизации. Известный ученый, политический деятель современного мусульманского мира, президент Римского клуба, автор известных трудов по религии и современным проблемам межцивилизационного диалога  Аль Хасан бин Талал разработал концептуальные подходы существования современного исламского государства. По мнению, современное исламское государство должно быть основано на плюрализме и сохранении прав меньшинств. Концепция современного исламского государства опирается на основы, являющиеся в глазах современных мусульман столпами веры. Мусульмане уверены в своей вере и в самих себе, они уважают права меньшинств, стремятся к распространению терпимости среди других народов, уважают законы, поддерживают идею культурных различий и руководствуются равноправием и справедливостью во всех ситуациях.

Х. Бен Талал утверждает, что задолго до открытия Нового Света исламская цивилизация была мировым плавильным котлом. Ещё до появления национального государства исламский мир был прибежищем для тех, кто бежал от религиозной и интеллектуальной дискриминации. Ислам в равной мере поддерживал научные исследования, охрану окружающей среды и социальный порядок. Исламское общество пришло к такому образу жизни благодаря образованию и привычке к социальным обязанностям, но не только благодаря религиозным догмам.

Он говорит, что понимание плюрализма и разнообразия, которые в глазах международного сообщества являются естественными правами человека, были адаптированы пророком Мухаммадом и халифами, наследующими его. При создании современного исламского государства мусульманам необходимо не только использовать раннюю модель исламского государства, но и спросить себя: ”Оправдали ли мы надежды наших праотцов в отношении мудрости, цивилизации и опыта?” Также необходимо понимать современную динамику вокруг нас и смотреть в лицо сегодняшней действительности, сформировавшейся под влиянием глобализации, масс-медиа, технологических достижений, массовой культуры и прав человека.

Исламское государство не изолировано от мира и не оторвано от насущных мировых проблем, таких как голод, бедность и болезни. 50% населения мира – это женщины, значительную часть населения земного шара составляют инвалиды -  10%. Если не интегрировать эти два элемента в обществе, мы потеряем более чем половину человеческого потенциала. Пророк Мухаммад и его сподвижники проповедовали, что «рай находится под ногами у матери (женщины)».

Надо искать мирные решения конфликтов в современном исламском мире, актуализируя священные для мусульман чувства солидарности, терпимости и прощения. Альтернатива приведёт к нежелательной гонке вооружений, сопровождаемой ухудшением социальных и экономических стандартов, а также отрицательно скажется на безопасности человека. Современное исламское государство обязано сделать благосостояние своих граждан своим первейшим приоритетом, как это провозглашается в вероучении . Почему международные усилия в последние десятилетия концентрировались на поддержании мира, а не на установление мира? Необходимо говорить о предотвращении кризиса, а не о менеджменте конфликта! Исламское гуманистическое право может послужить хорошим примером и практическим механизмом для прекращения дегуманизации, которую мы наблюдали в последнее столетие в мире.

Уважение к ценности жизни является краеугольным камнем для всех великих религий. Когда некоторые действия осуществляются во имя политической цели, они идут вразрез с правами человеческой личности. Экстремистские акции насилия, в результате которых жертвами являются невинные люди - женщины, мужчины и дети, являются аморальными, и каждое исламское государство должно осудить их, опять же в соответствии с известными изречениями Пророка.

Милосердие отражает настоящий дух ислама, оно занимает второе по важности место после таухида – веры в единства Аллаха и послания Пророка. Именно милосердие и мудрость должно определять модернизацию любого исламского государства.

При создании или реформировании современного исламского государства необходимо понимать, что Коран лишён любых упоминаний о войне, агрессии или насилии. Если ислам разрешает войну, то только для защиты угнетённых, а не для приобретения силы. Коран разрешает вести войну лишь во имя установления справедливости и защиты прав нищих и униженных». Активный участник диалога цивилизаций, Х. бен Талал выдвинул новую модель международных отношений, новую научную концепцию - антрополитика - человеческий подход к конфликтам. Антрополитика - значит “политика во имя человечества”. Самосознание и понимание ценности человеческой жизни сделает возможным переход от неконтролируемого конфликта к миру. Рассматривая вопросы отделения религии от государства, ученый обращается к истории теократических государств, европейских в том числе. Он доказывает, что отделение церкви от государства было необходимо для Европы, и являлось всеобщим благом. Следует различать между религиозным правительством, которое заботится о благосостоянии всех граждан вне зависимости от их религии, и между правительством, продвигающим интересы определённой группировки, религиозной или нерелигиозной. Когда разговор заходит о теократии, большинство людей думают про Иран, однако не следует забывать о европейской теократии, называющейся Ватикан, и других теократических режимах в европейской истории. Ислам утверждает и уважает различия между людьми, как естественную самоценность. В Коране неоднократно указывается на то, что мусульмане не должны навязывать свои взгляды другим. Они могут дискутировать с другими о преимуществах других вер, но судьёй остаётся лишь Всевышний. Международная декларация Прав Человека гласит, что «Все люди рождены равными и имеют равные права и достоинство». Этот принцип является в такой же мере исламским, как и интернациональным.

Исторический опыт свидетельствует о том, что большинство исламских обществ были поликонфессиональными и полиэтничными. Только принципы равенства и справедливости могли обеспечить мир и стабильность в мусульманских государствах с множеством культур и конфессий. Наиболее ранний и яркий пример такого подхода - это конституция священного города Медины, которая гарантировала права и обязанности немусульман, а также их право исповедовать свою исконную религию. Эта конституция, как отмечалось (Гл. 2.) перечисляет ряд гражданских прав, составляющих исламский плюрализм. В Оттоманской империи так же были обеспечены права еврейского и христианского меньшинств.

Из 190 государств мира в 120 исповедуют ислам. Еще больше число стран с мусульманским населением. Среди них Албания и мусульманское население Югославии, Болгария, Китай, Россия. Около 50 государств являются членами Организации Исламская Конференция.

Насколько ислам обуславливает свободу в выборе модели государственного устройства, настолько разнообразны и многолики политические режимы и формы государственного устройства в мусульманских странах.

Ф.Ю. Албакова,

доктор философских наук, профессор

ИППК МГУ им.М.В.Ломонсова

Ответы экспертов:

Илья Рогачев допустил нормализацию диалога с США по борьбе с терроризмом

Вестник Национального антитеррористического комитета 1(14)

Фото

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

Мероприятия

В Орле состоится форум «Выбор молодежи – интернет без терроризма»

24 ноября 2016 года ТМК «ГРИНН» конгресс-холл в 10.00 часов состоится молодежный форум «Выбор молодежи – интернет без терроризма».

Отправить материал