Религиозные и этнорелигиозные конфликты: понятия и сущность

10.11.2011


Все многонациональные и многоконфессиональные государства подвержены этнорелигиозным конфликтам. Сами по себе этнический и религиозный факторы не являются конфликтогенными.  Причины конфликтов - социальные, духовные, правовые, государственные, демографические и иные. Этнические и религиозные факторы могут или нейтрализовать конфликты или служить катализатором, усугубляющим конфликты, причины которых находятся  вне их.

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.[1]

Для возникновения конфликта необходимо наличие как минимум двух или более сторон, интересы которых реально или предположительно сталкиваются. Предметом конфликта могут выступать два вида «дефицита»: позиционный (то есть дефицит социальных позиций – социальных статусов, ролей) и дефицит источников (то есть определенных материальных или духовных ресурсов) противоборствующие стороны всегда стремятся  к доминированию, то есть возможности направлять и контролировать действия другой стороны[2].

В социологии и политической  теории существует несколько методологических  подходов в трактовке социальных конфликтов. Один из них - поведенческий (бихевиористский) – характеризует конфликт как  социальный процесс, в котором  индивид или группа  стремятся  к достижению собственных целей (удовлетворению потребностей, реализации интересов) путем устранения, уничтожения  или подчинения себе  другого индивида или групп, стремящихся  к сходным или  идентичным целям.

Конфликт также может возникнуть между группами,  стремящимися  к разным целям, но использующих для их реализации  одни и те же  средства. В конфликте всегда есть осознание противника, четко определена  ситуация, в которой противник оценивается  через противоречие, существующее между стремлениями и целями той  и другой стороны.[3]

Конфликт – это столкновение несовместимых целей, интересов, идей, которые принимают форму силового противостояния.

Политический конфликт – это всегда борьба за власть, то есть за реальную способность определенного социального слоя, определенной религиозной или этнической общности  навязывать свою волю другим при помощи специального аппарата принуждения – государства.

Именно последним объясняется тот факт, что субъектом религиозно-политических и этнополитических конфликтов зачастую выступают этносы, не имеющие собственной государственности (например, курды) или их государственность носит номинальный характер (Северная Ирландия), то есть они фактически отстранены от власти и неспособны влиять на властные решения относительно своего народа. Этим же объясняется стремление народов, не имеющих или лишившихся собственной государственности приобрести ее любыми средствами как единственную в наше время гарантию национального самосохранения, реализации прав и интересов своего народа.

Политическое противоречие, лежащее в основе конфликта, порождается возрастанием различий интересов социальных слоев и групп по поводу политической власти. С увеличением этих различий и развитием противоречий сама политическая власть становится объектом конфликта, а социальные слои – его субъектом.

Современные конфликты чаще всего разгораются на  этнополитической и этнорелигиозной  почве.

Понятие «религиозный конфликт» не имеет однозначного, четкого  определения. Разные авторы по-разному характеризует это социальное явление. В энциклопедическом словаре «Религиоведение» дается весьма широкая трактовка понятию «конфликт религиозный».  В.С. Глаголев характеризует  этот феномен следующим образом: «Конфликт религиозный – 1) конфронтация групп верующих и клира на основе религиозных мотивов в рамках одной церкви или религиозного объединения»; 2) временное обострение либо состояние хронической напряженности в отношениях догматически и организационно самостоятельных церковно-религиозных структур, религиозных объединений и соответствующих групп верующих, идеологически мотивируемое религиозными соображениями каждой из противостоящих сторон»[4]. Далее автор отмечает: «При исторически сложившемся противостоянии культур  и цивилизаций, каждую из которых освящают «свои» религиозные авторитеты, даже незначительные изменения в соотношении сил сопровождаются, как правило, оживленной религиозной агитацией вплоть до объявления «священных войн», «крестовых походов» и т.д.».[5]

Иначе формулирует понятие «конфликт религиозный»  Г.И.Козырев. «Под религиозно-политическим конфликтом, - пишет он, - мы понимаем борьбу между представителями различных вероисповеданий или представителями различных направлений водной религии за политическую власть  и властные полномочия  в обществе и мире»[6].

В природе нет чисто религиозного конфликта, как нет и чисто этнического конфликта. Участниками крестовых походов двигало не только и не столько религиозные чувства. Не случайно вдохновитель за крестовых походов (за освобождение гроба Господни) папа Урбан IIговорил о богатствах, которые ждут на мусульманском Востоке участников походов. Другими словами, это были завоевательные, грабительские походы под религиозными лозунгами.

Не существуют и чисто этнических конфликтов. Борьба между различными этносами за жизненное пространство, социально-экономические и политические интересы приобретают религиозную окраску. Это обусловлено тем, что между этносом и религией существует онтологическая взаимосвязь.

Словом, этнический конфликт приобретает религиозную окраску и, наоборот,  религиозный конфликт – этническую. В основе обеих конфликтов лежат социальные, политические проблемы, которые не нашли мирного способа решения.  

Военно-политические события в Афганистане, Ираке, Палестине и в др. регионах мира часто характеризуются в категориях «священная война», «крестовые походы», Так,  талибы и пресловутый Бен Ладен не раз объявляли  США джихад – «священную войну», а Дж. Буш назвал вторжение американских солдат в Ирак «крестовым походом».

Другими словами, под понятие «конфликт религиозный» подпадают понятия «священная война», «крестовые походы».

Таким образом, во всех конфликтах, в основе которых лежат социально-экономические, политические и этнические факторы, в большей или меньшей степени негативную роль играет религиозный фактор.     

Л.А.Баширов



[1]  См.: Словарь иностранных слов.М.,»Русский язык»,1985.С.251.

[2] С.: Политический словарь. М. 1998.С.566-567.

[3] Там же.

[4] Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., Академический проект,2006.С.539.

[5] Там же. С.540.

[6]   Г.И. Козырев.  Политическая конфликтология. М.,2008.С.174.

Ответы экспертов:

Экстремистам - отдельную камеру. За и против?

Дискуссионный материал С.Оганесяна и В.Михайлова о необходимости отдельного содержания лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, в учреждениях УИС.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде»

Актуальные вопросы противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде эксперты будут обсуждать в течение двух дней. В первый день работы форума, 24 сентября, будут работать пять секций на базе образовательных организаций города. 25 сентября в Российском университете дружбы народов состоится пленарное заседание форума.

Отправить материал