РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ ГЛАЗАМИ ДАГЕСТАНЦЕВ

02.02.2011


Кафедра философии и социологии Даггосуниверситета в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» с участием редакции журнала «Народы Дагестана» и под руководством автора данной статьи в январе-мае 2010 года провела социологическое исследование среди населения РД по теме «Ваше отношение к религиозно-политическому экстремизму и терроризму».

Основными методами исследования были анкетный опрос и беседа-интервью. Анкетным методом опрошено 1600 молодых респондентов – студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников всех 5 бюджетных вузов Дагестана, негосударственного университета Российской академии образования (УРАО), Института теологии и международных отношений, школы милиции (до 30 лет), а также сотрудников госучреждений. Кроме того, методом беседы-интервью охвачено еще более 500 респондентов – представителей взрослого населения, различных этнических, конфессиональных, социально-профессиональных групп (старше 30 лет).



Вопросы, поставленные в анкете, можно сгруппировать в два блока. Первый блок направлен на выяснение знаний о сущности религиозно-политического экстремизма и терроризма, о причинах его распространения на Северном Кавказе, о целях и намерениях религиозно-политических экстремистов.

Второй блок включает конкретные вопросы, требующие выражения своего отношения к экстремизму, терроризму и борьбе с ними.

Об очень сложной ситуации с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом говорится в Послании президента Республики Дагестан Народному Собранию РД от 29 июня 2010 г. В частности, в нем отмечается: «Религиозно-политический экстремизм и терроризм остаются одними из главных препятствий на пути развития Дагестана.


За период с 2000 года участниками незаконных вооруженных формирований совершено 99 террористических актов, 743 посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, в результате которых погибли 420 и ранены 696 сотрудников различных силовых ведомств. Убит 81 и ранены 337 мирных граждан. За последние 2 года террористическая активность значительно возросла. Взрывают железные дороги, нефте- и газопроводы, объекты связи.


Несмотря на огромное количество человеческих жертв, дагестанское общество, к сожалению, так по-настоящему и не осудило терроризм и экстремизм. Это нетерпимая ситуация». Мысль Президента РД о том, что дагестанское общество по-настоящему не осудило и не осуждает терроризм и экстремизм, подтверждается многими результатами проведенного нами социологического исследования.


На анкетный вопрос «По вашему мнению, какова религиозно-конфессиональная обстановка в Дагестане?» ответы молодежи распределились следующим образом: обстановку считают стабильной 190 (12%), конфликтной – 395 (25,5%), напряженной – 752 (49%), затруднились ответить 214 (13,5%) человек. Таким образом, абсолютное большинство опрошенной молодежи, а именно 74,5%, считают конфессиональную обстановку в республике напряженной и конфликтной.


На анкетный вопрос «Что, с вашей точки зрения, вызывает напряженность во внутриконфессиональных (межрелигиозных) отношениях в наибольшей степени?» от молодых получены следующие ответы: а) социально-экономический кризис – 290 (12%); б) попытки некоторых политических партий и деятелей использовать религиозные чувства населения в своих целях (например, во время предвыборных кампаний и т.д.) – 380 (16%); в) претензии исламских организаций на исключительное положение в дагестанском обществе – 197 (8%); г) распространение новых, нетрадиционных религиозных движений и культов (ваххабизма, протестантских общин и т.д.) – 830 (35%); д) конкурентная борьба различных религиозных организаций, исламских течений за увеличение числа своих последователей – 522 (22%); е) другое мнение – 142 (6%) опрошенных.


Как видно из ответов молодежи, главными причинами напряженности во внутриконфессиональных отношениях считают распространение новых, нетрадиционных религиозных движений, культов и борьбу различных религиозных организаций за увеличение числа своих последователей.


На анкетный вопрос «Допустимо ли, на ваш взгляд, насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям?» получены следующие ответы: а) допустимо – 369 (23%); б) недопустимо – 1089 (68%); затрудняюсь ответить – 115 (7%). Абсолютное большинство опрошенных (68%) считает недопустимым насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям.


На анкетный вопрос «Если бы вы знали, что среди ваших знакомых, земляков, родственников есть экстремисты и террористы, сообщили бы вы об этом в правоохранительные органы?» из 1600 опрошенных положительный ответ дали только 418 человек, т.е. 25,5%, отрицательный ответ дали 560 опрошенных, т.е. 35%, остальные 612 (39,5%) затруднились ответить. Как видно, лишь каждый четвертый опрошенный анкетным методом готов сотрудничать с правоохранительными органами в борьбе с экстремизмом и терроризмом.


Особенно категорично и непримиримо к религиозному терроризму относятся студенты Института теологии и международных отношений. Они называют его чумой XXI века, с которой надо бороться всем обществом. По их мнению, религиозные террористы понятия не имеют об истинном исламе, прикрываются религией для получения больших денег и привлекают в свои ряды молодых несмышленышей.


По результатам беседы-интервью с взрослыми из 500 опрошенных на тот же вопрос положительно ответили 160 человек (32%), отрицательно – 162 человека (32,1%), остальные 176 опрошенных (35,5%) затруднились ответить.


Основные мотивировки отрицательных ответов взрослых примерно сводятся к следующим: «Это же не кто попало, а родня, родных предавать нельзя» (34 человека); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES «Я боюсь, что правоохранительные органы меня потом не защитят, не обеспечат мне спокойствие» (28 человек); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES «Зачем мне это надо, это не мое дело, пусть сами разберутся» (12 человек); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES «Это противоречит моим понятиям, никогда и ни в коем случае» (9 человек); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES «Всегда есть надежда переубедить заблудшего, направить его на правильный путь» (13 человек) и т.д.



Рекомендации опрошенной молодежи по вопросу анкеты «Что вы могли бы предложить для профилактики и борьбы с религиозно-политическим экстремизмом?» сводятся, в основном, к следующему: обеспечить молодежь работой; усилить нравственное воспитание молодежи в семье, школе, вузе, в трудовых коллективах; очистить учебные заведения от взяточников и неподготовленных преподавателей; повысить эффективность работы правоохранительных органов, ужесточить законы против террористов, усилить борьбу с коррупцией среди чиновников и в правоохранительных органах; улучшить социально-экономическую ситуацию в республике; максимально приблизить законы государства и шариата, усилить религиозную грамотность среди населения; запретить все религиозные и другие, вносящие межконфессиональные конфликты, передачи в СМИ, улучшить информационный метод убеждения через СМИ – 338 (17%), уменьшить количество мечетей в республике; вернуться к социализму; сочетать силовые методы с методами убеждения – 380 (19%).


Взрослое население дало следующие рекомендации: дать молодежи работу по профессии; повысить ответственность семьи за воспитание детей; активно бороться с коррупцией во власти; организовать публичные дискуссии с представителями экстремистских убеждений; уменьшить уровень коррумпированности в республике; освободить коррумпированных членов правительства, глав муниципальных образований; укрепить законность и порядок во всех сферах жизни дагестанского общества; запретить ваххабизм на всей территории России; создать специализированные органы по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом, очищать редакции СМИ от экстремистски настроенных сотрудников, но главными формами борьбы считают политические методы урегулирования проблем.


На анкетный вопрос «Должны ли, на ваш взгляд, религиозные организации РД действовать согласно федеральным и республиканским законам?» получены следующие ответы: да, должны – 840 (55%); нет, не должны – 409 (27%); затрудняюсь ответить – 281 (12%). Как видно, около 40% опрошенных считают, что религиозные организации РД или не должны действовать в правовом поле федеральных и республиканских законов, или затрудняются ответить на данный вопрос. Здесь также наблюдается значительный отход от принципов светских законов. Скорее всего это объясняется слабым знанием молодежи законов о свободе совести.


На анкетный вопрос «Как вы относитесь к действующему в РД закону «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД»? получены следующие ответы: положительно – 1180 (75%); отрицательно – 216 (13%); затрудняюсь ответить – 175 (10%). Таким образом, среди молодежи есть определенная часть (13%) защитников экстремистской религиозной деятельности и колеблющихся (10%).


На вопрос «Поддерживаете ли вы принцип отделения религиозных организаций от государства?» получены от молодежи следующие ответы: поддерживаю – 442 (27,5%); не поддерживаю – 748 (48,5%); затрудняюсь ответить – 380 (24%). Как видно, принцип светского государства об отделении религиозных организаций от государства не поддерживается менее 50% опрошенных.


На анкетный вопрос «Как вы считаете, снизится ли уровень экстремизма и терроризма в Дагестане и на Северном Кавказе, если народы, исповедующие ислам, перейдут от светских законов к нормам шариата?» получены следующие ответы: снизится – 534 (33%); не снизится – 624 (40%); затрудняюсь ответить – 378 (24,5%).



На вопрос «Каковы, на ваш взгляд, цели и намерения религиозно-политических экстремистов?» у молодежи получены следующие ответы: построение исламского (шариатского) государства – 518 (20%); борьба за чистоту ислама – 346 (13%); борьба за социальную справедливость – 153 (6%); это уже ремесло определенной части общества – 270 (10%); получение финансовой поддержки от зарубежных государств – 498 (19%); борьба против неверующих – 403 (16%); борьба с безнравственностью в обществе – 180 (7%).


У взрослых: расшатать обстановку на Северном Кавказе, отделить его от России – 10 (2%), борьба против коррумпированности власти – 58 (12%). Из 500 опрошенных 390 (78%) предлагают запретить ваххабизм как экстремистское течение.


Как видно, основными целями религиозно-политического экстремизма и терроризма, по мнению опрошенной молодежи, является построение исламского (шариатского) государства, получение финансовой поддержки от зарубежных государств и борьба против неверующих.


На анкетный вопрос «Какие факторы способствуют усилению религиозно-политического экстремизма в Дагестане и на Северном Кавказе?» получены следующие ответы: безработица среди молодежи и других категорий населения – 872 (36%); неприятие большинством населения олигархической государственной власти – 247 (10%); активное взаимодействие религиозных организаций с международными мусульманскими организациями и движениями – 282 (12%); отсутствие в регионе влиятельной светской политической оппозиции – 327 (13%); неудовлетворительная работа правоохранительных органов, системы власти – 527 (22%); другое мнение – 169 (7%).


Как видно из ответов на данный вопрос, основными факторами, способствующими усилению религиозно-политического экстремизма, опрошенные считают безработицу среди молодежи и других слоев общества, неудовлетворительную работу правоохранительных органов, системы власти и отсутствие в регионе влиятельной светской политической оппозиции.


На анкетный вопрос «С вашей точки зрения, какие причины чаще всего вызывают конфликты среди единоверцев?» получены следующие ответы: борьба за власть – 639 (29%); противоборство между различными политическими партиями и группировками – 287 (13%); неуважительное отношение к национальным обычаям и традициям других народов – 524 (24%); взаимная идеологическая нетерпимость – 317 (14%); претензии на обладание истиной в высшей инстанции – 265 (12%); другое – 189 (8%).


Как видно из ответов, основными причинами конфликтов среди единоверцев названы борьба за власть, неуважительное отношение к национальным обычаям и традициям других народов и взаимная идеологическая нетерпимость.


На анкетный вопрос «Каковы, на ваш взгляд, основные отличия учения тарикатистов от учения ваххабитов?» от молодежи получены следующие ответы: строгое единобожие – 316 (17%); отрицание тарикатов и деятельности шейхов (22%); отрицание посреднической роли пророка Мухаммеда – 281 (15%); требование очищения ислама от нововведений и возврат к первоначальному исламу – 365 (19%); отрицание свободомыслия в понимании и толковании священных текстов – 255 (14%); другое – 249 (13%).


Как видно из ответов, основными отличиями ваххабизма от тарикатизма опрошенные считают отрицание тарикатов и деятельности шейхов, требование очищения ислама от нововведений и возврат к первоначальному исламу и строгое единобожие.


На анкетный вопрос «Какие исламские предписания вы выполняете?» получены следующие ответы: шахада – 530 (33,5%), пятикратная молитва – 440 (28%); месячный пост уразы – 670 (40%); закят – 440 (28%); хадж – 165 (10,3%); не выполняю – 320 (20%). Как видно из данных ответов, далеко не все называющие себя верующими мусульманами (таковыми считают себя более 80% опрошенных) выполняют обязательные для мусульманина предписания ислама.


На анкетный вопрос «В каком государстве (светском или религиозном) вы хотели бы жить?» получены следующие ответы: в религиозном – 474 (30%); в гражданском (светском) – 874 (54%); затрудняюсь ответить – 137 (9%).


На анкетный вопрос «Осуждаете ли вы добрачные и внебрачные сексуальные отношения между полами?» от молодежи получены следующие ответы: осуждаю – 950 (61%); не осуждаю – 395 (25%); затрудняюсь ответить – 215 (14%).


На вопрос беседы «С вашей точки зрения, какие причины чаще всего вызывают конфликт среди единоверцев?» главной причиной конфликтов взрослые считают: борьбу за власть в системе религиозной иерархии – 55 (11%); деньги, из-за которых уважают и убивают – 80 (16%); претензии людей на обладание истиной в высшей инстанции, каждый верующий, служитель культа считает себя выше других – 60 (12%); идеологическую нетерпимость, отсутствие культуры диалога, неверное толкование канонов ислама – 95 (19%); неуважительное отношение верующих к национальным обычаям и традициям других народов – 90 (18%); противоборство между различными политическими партиями и группировками – 45 (9%); трактовку религиозных идей в свою пользу, нетерпимость к другому мнению, низкий уровень культуры людей, введение новшеств в религию, различную, произвольную трактовку аятов и сур Корана, незнание своей веры – 70 (14%).


Ответы взрослых на вопрос беседы «В чем же видят опрошенные основные отличия тарикатистов (суфистов) от учения ваххабитов?» выглядят следующим образом: из опрошенных 500 человек 268 (53%) заявили, что они ничего не знают о тарикатизме и ваххабизме, но знают, что ваххабиты отрицают посредническую роль в религии и необходимость обращения к шейхам и устазам с целью совершенствования веры и духовного развития мусульманина. Они также не читают Коран на могилах усопших.


На вопрос беседы «В каком государстве (светском или религиозном) вы хотели бы жить?» получены от взрослых следующие обобщенные ответы:


а) в светском (гражданском) государстве хотят жить 338 человек, т.е. 67,6%;


б) в религиозном (шариатском) государстве хотели бы жить 82 человека, т.е. 16,4%;


в) в хорошем, стабильном, богатом, идеальном государстве хотят жить 30 человек, т.е. 6%.



Проведенное нами конкретно-социологическое исследование позволяет сделать следующие обобщающие выводы и предложить рекомендации.


1. Религиозный экстремизм и терроризм – это движение молодежи, не занятой трудом, которая не может найти свое место в жизни, не может самореализоваться.


2. Все религиозно-радикальные течения, организации зазывают в свои ряды безработные категории населения под предлогом борьбы с социальным неравенством и за социальную справедливость.


3. Около 20% опрошенных взрослых считают, что религиозно-политический экстремизм, терроризм являются реакцией обездоленных слоев общества на социально-экономические условия, приведшие их к массовому обнищанию.



Для стабилизации религиозно-политической обстановки необходимо:


1. Укрепить законность и порядок во всех сферах жизни дагестанского общества, последовательно и грамотно развивать экономику региона.


2. Дать молодежи работу по профессии, сократить безработицу, дать нормальную зарплату.


3. Вести эффективную борьбу с коррупцией во власти, среди правоохранительных органов, осуществить капитальную чистку властных структур.


4. Исходя из сложной религиозно-политической ситуации, призвать учредителей отдельных оппозиционных газет, вносящих конфликты, раскол, противостояние между народами, людьми и конфессиями, добровольно приостановить свои издания или заменить реакционно настроенных редакторов.


5. Выдвигать в правительство честных, порядочных людей из народа.


6. Организовать публичные дискуссии с представителями экстремистских и террористических убеждений для выяснения причин таких убеждений и действий.


7. Создать специализированные органы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, чтобы представители этой службы были во всех организациях, вузах, вели профилактическую работу.


8. Вернуться к истинному светскому государству, каким был хотя бы СССР.

Салих Муслимов

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Религии и экстремизм. Способы и методы противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

В марте состоится международная конференция по противодействию терроризму

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ совместно с ПА ОБСЕ проведут в конце марта международную конференцию по противодействию терроризму, участником которой, возможно, станет спикер ливанского парламента Набих Берри, передает ТАСС со ссылкой на главу комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева.

Отправить материал