Ректор СКФУ Алина Левитская: «Наша особая миссия – формирование в молодежи Северного Кавказа российской гражданской и цивилизационной идентичности»

Ректор СКФУ Алина Левитская: «Наша особая миссия – формирование в молодежи Северного Кавказа российской гражданской и цивилизационной идентичности»

11.06.2014


– В чем необходимость создания системы Федеральных университетов?

– Первая причина формирования мощных образовательных кластеров в федеральных округах очевидна – она связана с желанием правительства страны создать образовательные и научные центры, которые станут локомотивами развития и экономического и социально-политического развития каждого региона.

Такие центры, во-вторых, послужат формированию кадрового ресурса с теми компетенциями, с теми социально значимыми характеристиками выпускников, которые ожидают современные работодатели.

В-третьих, все значительные открытия, все лучшее и передовое во всех странах мира создается сегодня на стыке междисциплинарном и, как правило, на лоне больших университетов, которые могут позволить себе при государственной поддержке совершенно иной уровень работы: сопровождение исследований, дорогостоящие лаборатории, дорогостоящие проекты, кооперацию с ведущими предприятиями. Мы совершенно не оригинальны в данной сфере, опыт всех ведущих университетов мира показывает, что они развиваются именно по этому пути.

При этом важно понимать, что у каждого из Федеральных университетов есть миссия, определенная постановлением Правительства и четко сформулированная в Программе развития каждого из Университетов. Касательно, например, нашего Университета, эта особая миссия связанна с укреплением российской государственности, Русского мира, формированием в молодежи Северного Кавказа российской гражданской и цивилизационной идентичности. С учетом, конечно, региональной и этнической идентичности.

От нас ожидают, что мы станем одной из главных экспертных площадок для конструктивного межкультурного, межнационального, межнационального диалога. От нас ожидают, в рамках этой многовекторной деятельности, реальное усиление Русского мира на Кавказе: русской культуры, русского языка, как государственного, потому что именно в лоне Русского мира формировалась интеллигенция всех народов Северного Кавказа. Если бы вы взяли на себя труд и посмотрели, то увидели бы массу подтверждений того, что и творческая, и медицинская, и педагогическая, и научно-техническая интеллигенция каждого из народов Кавказа формировалась именно в лоне русской научной мысли, русского искусства и связана тысячами нитей с представителями каждой из этих сфер в России. Русский мир был всегда посредником в диалоге культур, русский язык был таким же родным языком для народов здесь живущих, как и национальный.

Руководствуясь таким пониманием социальных и политических особенностей и реалий здесь, на Кавказе, мы и выстраиваем наш образовательный процесс и воспитательную деятельность.

Мы активно ведем исследования, направленные на изучение проблематики, связанной с формированием российской идентичности, мониторим молодежь.

Мы исходим из того, что в портфеле идентичности молодых людей, живущих сегодня на Кавказе, очень много профилей идентичности. И на первом месте, по данным наших ученых, работающих с этой проблематикой, этническая и конфессиональная идентичность. А вот гражданская и цивилизационная идентичности – на позицию ниже.

Вот почему в последние годы мы активно работаем над научным описанием понятия «цивилизационная идентичность».

Исследуя эту тему, мы получили данные, что большинство молодых людей, принадлежащих и к ареалу христианского мира, и к ареалу мусульманского мира, и представители других народов и конфессий, живущие сейчас на Северном Кавказе, выбирают ответ, что «у России свой особый путь, Россия – особая страна-цивилизация».

 Интуитивно они понимают, что мы – носители особого цивилизационного кода, который делает нас единой страной, единой гражданской нацией. И при этом, очень важно для нас, чтобы каждый молодой человек понимал, как важно сохранение всех национальных культур, всех языков, как важно уважительно относится к истории каждого народа.

Не должен молодой человек комплектовать, что он принадлежит к титульной или не титульной нации. Не должен он переживать, что он «лицо кавказкой национальности» за пределами Северного Кавказа. Это не должно вызывать ущербности, деформации сознания молодого человека.

Таким образом, мы пытаемся сейчас так развернуть воспитательный и образовательный процесс, чтобы молодой человек был реальным носителем своей родной культуры. Потому что только носитель культуры может уважительно относится к культуре соседних народов. И быть открытым для этой культуры.

– У ваших коллег, ректоров Федеральных университетов, проблемы одинаковые?

– Нет, у всех разные. У нас, как я сказала, особая миссия связана с укреплением российской государственности, Русского мира, формированием в молодежи Северного Кавказа российской гражданской и цивилизационной идентичности. В Арктическом университете особая миссия связана с развитием Арктики, на Дальнем востоке – связана с развитием Дальнего востока… Мы очень дружим с Южным университетом. У нас общие задачи, связанные с усилением Российской государственности. Точек соприкосновения у нас очень много и имеет смысл нам объединять усилия в научной работе.

– О чем вы, как ректор, мечтаете?

– Я, конечно, мечтаю о том, чтобы у наших профильных институтов, у нас их двенадцать, как можно скорее появились условия для комфортной работы и жизни. Чтобы наши преподаватели не были обременены бытовыми проблемами. Все что нужно делать, мы делаем, но не все зависит от руководства Университета. Сейчас многое изменилось, очень многие преподаватели приходят на работу с горящими глазами: есть возможность стажировок в Университетах страны и мира, есть возможность сравнивать. И многие делают вывод, что мы себя недооцениваем. Оказывается наша работа очень интересна многим, оказывается мы работаем на острие научного поиска. И если бы мы не сталкивались с бытовыми и организационными проблемами, мы бы заявили о себе громче, могли бы добиваться больших целей.

#ву

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал