Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления

Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления

18.01.2017


д.ю.н. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Вилков А.А.

В последние годы наблюдается возврат к традиционным базовым ценностям государства и общества, к проблемам формирования у российской молодежи гражданской позиции, внутренней потребности в духовно-нравственном совершенствовании, воспитании уважения к историко-культурному наследию народов, населяющих Россию. Приоритетным направлением реализации данных задач, на наш взгляд, являются образовательные технологии, направленные на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня уже порядком подзабытое слово «патриотизм» снова звучит с самых высоких трибун. Так, в послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. Путин подчеркнул, что «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к исто-рии, традициям, культуре своей страны»[1].
Согласно справочной и научной литературе, понятие «патриотизм» не имеет однозначного определения. В разные исторические и у разных народов идея патриотизма понималась соответственно уровню развития государства и общества. Неслучайно Н.Г. Чернышевский отметил, что «… употребляя священное слово «патриотизм», часто бывает необходимо определять, что именно мы хотим разуметь под ним» [2, с. 136].
Слово «патриотизм» греческого происхождения. В широком смысле означает любовь к Отечеству. Но есть и другие трактовки этого термина:
- «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);
- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);
- «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);
- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);
- «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);
- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);
- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, за-боту о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);
- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);
- «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967) [3].
Практически все указанные выше определения подчеркивают направленность патриотизма на государство, территорию, народы, ее населяющие. Эту особенность отметил Г.Гегель, утверждавший, что «патриотизм основывается на сознании абсолютного государства. Такое умонастроение, готовность отдать свое достояние и жизнь ради целого в народе тем больше, чем больше отдельный человек может ради общего дела действовать по собственной воле и самостоятельно и чем больше доверия испытывает он к государству» [4, с. 70].
При этом любое государство не может обходиться без ценностей как генераторов, вырабатывающих цели своего развития. Вопрос в ценностном выборе, механизмах трансляции ценностей обществу, открытом или скрытом их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления. Под высшими ценностями государства, как правило, понимаются желаемые со-стояния наиболее важных для его устойчивого существования и развития факторов.
Античные философы отводили патриотизму главную роль в системе нравственных обязанностей членов общества. При этом нравственная категория долга перед Родиной означала для них не только ее военную защиту, но и активное участие в государственном управлении. Подобный подход отнюдь не случаен, ибо любое государственное управление не может обходиться без активного использования базовых ценностей в качестве генератора целей своего развития. Проблема заключается в их выборе, механизмах трансляции обществу, открытом или завуалированном их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления, алгоритме обратной связи общества и государства. Базовые ценности весьма сложно сформировать искусственно и насильно навязать обществу, как это пытались сделать и в 1917 г., и в начале 90-х гг. прошлого века. Как показало время, нежизнеспособные элементы через короткий исторический период были отторгнуты обществом, ибо базовые ценности объективно формируются независимо от желания индивидов в процессе функционирования конкретного государства в конкретной политической обстановке.
При этом в мировой практике имели место случаи, когда базовые ценности закреплялись и транслировались обществу в форме нормативных правовых актов. Так, после террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. Президент США Дж. Буш подписал «Патриотический акт» (Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему), единогласно поддержанный Конгрессом США [5].
Данный акт значительно расширил права и возможности специальных служб в контроле за на-селением, что вызвало поток протестов со стороны либералов и поборников гражданских свобод. Но сферы конституционно охраняемых прав и свобод американцев закон не коснулся, так как предусматривал расширение спектра действий разведки и контрразведки по обеспечению национальной безопасности. Поэтому закон нашел понимание у большинства населения страны. Следует отметить, что национальная безопасность, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства – один из центральных вопросов политологии и права. Таким образом, в современном научном дискурсе концепт национальной безопасности соотносится с безопасностью личности, бизнеса, государства и общества в целом. При этом национальная безопасность обеспечивается не только с помощью специальных служб. В числе существенных факторов национальной безопасности, как отмечено выше, особо выделяется патриотизм. Анализ современной политической ситуации в Российской Федерации со всей очевидностью диктует задачу активизации патриотического компонента, необходимость отражения ценностного позиционирования в официальных документах высшего государственного уровня. В этой связи значительно возрастает роль и значение культуры, так как именно в сфере культуры общество выявляет и закрепляет базовые ценности, а на государство ложится обязанность их поддержки и защиты. Негативные социокультурные процессы, имевшие место в последние десятилетия, стали одним из опасных источников угроз безопасности Российской Федерации, так как они ведут к разрушению культуры народа, снижению значения нравственных начал, утрате духовности, девальвации базовых ценностей. Фактически речь идет о кризисе культуры, который при непринятии должных мер в конечном счете неминуемо приведет к падению демократической власти, как это имело место на Украине.
Как известно, культура (от латинского cultura – воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [6, с. 126]. Основная миссия культуры – формирование личности, деятельной сущности человека. Таким образом, кризис культуры может повлечь за собой серьезные проблемы, связанные с формированием личности и, как следствие, с обеспечением существования общества и государства. Большинство проблем, порожденных кризисом культуры, разрешить силовым путем невозможно. Эффективность их решения будет во многом зависеть от того, как государство и общество сумеют восстановить уважение к базовым ценностям.
Каждое общество исторически вырабатывало свой набор базовых ценностей. Однако до на-стоящего времени ценностные ориентиры наших соотечественников постигались в основном интуитивно или в философском ключе аксиологии, что породило идейную разноголосицу, а также дискуссию о патриотизме с преобладанием публицистической риторики. Как следствие, перед научным политологическим сообществом возникает задача анализа патриотического ценностного основания государственной политики Российской Федерации как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере.
Исследование значимости базовых ценностей для государства осуществляется в пространстве исторического времени. В качестве критериев оценки следует принять устойчивость и воспроизводство базовых ценностей по истечении определенного исторического периода. Самовоспроизведение базовых ценностей означает их родовую связь с существованием общества. Субъективная воля индивида может стать фактором изменения общественного сознания, ведущего к социальной дезорганизации, к появлению модели, которую Л. Гумилев определил понятием «химеры» [7, с. 312–316]. Так, в период предшествующий Первой мировой войне и последовавшими за ней революциями, патриотизм перестал быть базовой ценностью прежде всего для российской элиты того времени. Как отмечала современница указанной эпохи А. Тыркова-Вильямс, «это слово произносилось не иначе как с улыбочкой. Прослыть патриотом было просто смешно. И очень невыгодно. Патриотизм считался монополией монархистов, а все, что было близко самодержавию, полагалось отвергать, поносить [8]».
Рассуждая о проблемах, приведших к революции 1917 г., А.Солженицын писал, что «ее причины нельзя объяснить единой глупостью или единым низменным движением, природной склонностью к измене, задуманным предательством. Это могло быть только чертою общей моральной расшатанности власти… померкло национальное сознание («примитивный патриотизм») и образованный слой переставал усматривать интересы национального бытия. Национальное сознание было отброшено интеллигенцией – но и обронено верхами. Так мы шли к своей национальной катастрофе» [9].
Интересная черта истории – способность повторяться для тех, кто не делает должных выводов из трагического прошлого. Так, отсутствие патриотизма, предательство «верхами» национальных интересов своей страны привело к катастрофическим последствиям для постсоветской Украины.
В период строительства советского государства произошел возврат к базовым ценностям. Патриотизм стал основой национального единения, который помог стране выстоять в Великой Отечественной войне. Однако в 90-е годы, когда происходило разрушение советской идеологической парадигмы, обществом вновь овладела «химера» космополитизма. Сторонники глобализационных процессов стали считать путь унификации культур через разрушение национальных государств и цивилизаций объективным вектором развития миросистемы. Проповедуется коллаборационистский подход, суть которого заключается в бессмысленности сопротивления Российского государства и общества внешнему влиянию господствующих мировых сил.
Следует объективно признать наличие противоречий в формулировках идеологических постулатов по вопросу базовых ценностей в современной российской политике. Поиск путей их разрешения является в современной обстановке весьма актуальным. Сегодня патриотизм проявляется не в той степени, как это было в советское время. Однако возможность гордиться своей страной является та-кой же потребностью граждан России, как это было в прежние времена. Если в 90-е годы оценки молодым поколением собственной страны резко упали, то к 2010 г. число молодых людей, гордящихся Родиной, возросло: согласно опросу Фонда общественного мнения с 2006 г. по 2014 г. число россиян, считающих себя патриотами, выросло с 57 до 75 % [10]. Заслуживает внимания тот факт, что в дейст-виях политических лидеров население желает видеть приверженность не только закону, правопорядку, справедливости, но и приверженность патриотическим ценностям (свыше 45 %).
Уровень патриотизма россиян с особой силой проявился в вопросе о вхождении Крыма в состав Российской Федерации. Президент России В. Путин в своем обращении к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России и представителям гражданского общества подчеркнул, что «в сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бес-сильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века. Твёрдость внешнеполитической позиции России основывалась на воле миллионов людей, на общенациональном единении, на поддержке ведущих политических и общественных сил. Я хочу поблагодарить всех за этот патриотический настрой. Всех без исключения. Но нам важно и впредь сохранять такую же консолидацию, чтобы решать задачи, которые стоят перед Россией» [11].
Результаты социологических исследований показывают, что сегодня большинство россиян считают себя патриотами России, уважают традиции и культуру своей страны, сохраняют память о своих предках, гордятся необъятными размерами своей страны и запасами полезных ископаемых. Мечтают видеть Россию ведущей мировой державой, богатой и процветающей страной [12].
Важным условием укрепления российской государственности является сохранение целостности страны и единства ее народов. Необходимым условием успешного решения этой задачи является формирование общероссийского и регионального патриотизма. По существу следует выработать исторически новый тип патриотизма, в котором традиционные культурные смыслы должны сочетаться с новыми аспектами, отражающими видоизмененную миросистему. Глобализация не отменяет национальные государства, но изменяет форматы коммуникаций между ними. Появление качественно нового типа мировой культуры ставит перед Российским государством задачу переформулирования содержательного понятия патриотизма от теоретического и общеизвестного «патриотизм – это лю-бовь к Родине» к действенному «патриотизм – это также служение Родине». Ведущую роль в решении данной задачи должно взять на себя политологическое сообщество.
Литература
1. Ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 05.12.2014. Доступ: http://skuky.net/96248 Дата обращения: 20.04.2015.
2. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. М., 1947.
3. Кудря А.Д. Понятие «патриотизм», его сущность и виды. Доступ: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3284 Дата обращения: 25.05.2015.
4. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2.
5. USA PATRIOT Act of 2001 Доступ: http://itlaw.wikia.com/wiki/USA_PATRIOT_Act_of_2001 Дата обра-щения: 20.04.2015.
6. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М., 2003. 600 с.
7. Гумилев Л.Н. Этногенез в биосфере земли. М.: Мысль, 1993.
8. Тыркова-Вильямс А. Жизнь Пушкина. Том первый 1799-1824. // Доступ: http: lib.rus.ec/b/139691/read Дата обращения: 20.04.2015.
9. Солженицын А. Размышления над Февральской революцией // Российская газета (Федеральный выпуск). № 4303. 2007. 27 февраля.
10. О патриотизме. Сколько патриотов среди россиян? И кого можно считать патриотом? 23.04.2014. Доступ: fom.ru/TSennosti/11471 Дата обращения: 20.04.2015.
11. Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 Дата обращения: 20.04.2015.
12. Россияне считают себя патриотами / Доступ: http://news.rambler.ru/14298506/ Дата обращения: 20.04.2015.


(С) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 70-74.   http://elibrary.ru/item.asp?id=24300549

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

О мировоззренческих ценностях священных писаний, подпадающих под действие Уголовного кодекса РФ

Учитывая неоценимую культурологическую роль и значение религий в истории развития человечества, в данной статье обосновывается необходимость полного выведения из правовой регламентации всех богословских текстов, а также проповедей священнослужителей, которые не содержат призывов н свержению законно избранной власти и существующего государственного строя РФ. В пользу именно такого подхода говорит то, что разрешённые (последней редакцией от 25.11.2015 г.) Федеральным Законом от 25 июля 2002 г. N9 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к цитированию и распространению Священные Писания содержат мировоззренческие ценности, представления и действия, которые в современную ментальную эпоху (цивилизацию) подпадают под действие ряда уголовных статей. Причём не только статей 280 и 282 УК РФ, но также 30, 105 и 205 УК РФ.

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

Всероссийская научно-практическая конференция «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ», которая пройдет (18 мая 2017 года г. Уфа Республика Башкортостан)

Всероссийская научно-практическая конференция «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ» (18 мая 2017 года, г. Уфа Республика Башкортостан)

Отправить материал