Остановить наступление ваххабизма на Кавказе

03.09.2011


Исследуя причины распространения на Кавказе идей ваххабизма, а вместе с ними и транснационального терроризма, прежде всего нужно разобраться, что же такое ваххабизм.

Принято считать, что ваххабизм – это официальная идеология Саудовской Аравии, которая возникла примерно в середине XVIII веке и помогла становлению этого государства на Аравийском полуострове.

А позже, когда Саудовская Аравия укрепилась как государство и доходы от экспорта нефти позволили ей экспортировать также и свою идеологию, ваххабизм стал распространяться по всему мусульманскому миру, в том числе – и в мусульманских республиках Кавказа.

Только за последние двадцать лет Саудовская Аравия на распространение идей ваххабизма потратила 90 миллиардов долларов. Ваххабиты устремились на Кавказ, в Центральную Азию и другие регионы мира под предлогом распространения истинных идей ислама.

Ни для кого ни секрет, что ислам, как и все мировые религии, имеет свою официальную ортодоксальную основу и многочисленные ответвления сектантского характера. Так же, например, в христианстве есть три основные направления — католицизм, протестантизм и православие, а на их обочине образовались всякого рода сектантские течения. Они зачастую имеют экстремистский, радикальный характер, и поэтому их нельзя относить к настоящему христианству. Так и в Исламе: есть ортодоксальный Ислам, представленный 4 мазхабами: ханафиты, шифииты, маликиты и ханбалиты, которые признают друг друга правоверными, и религиозные группы радикалов. Правоверный Ислам исповедуют свыше 90 процентов мусульман всего мусульманского сообщества мира. Сюда же можно отнести и шиитов-джагфаритов, религия которых в Иране считается официальной и существует более 1000 лет. Это достаточно спокойное религиозное течение, признаваемое во всем мире.

Итак, в XVIII веке на территории Саудовской Аравии зародилось новое течение в Исламе, которое по имени его создателя Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба впоследствии было названо ваххабизмом. Характерной особенностью ваххабизма стало неприятие общепризнанных мазхабов, а главной его особенностью — религиозный антропоморфизм, то есть придание богу человеческих свойств. Ваххабиты утверждают, что бог находится на небе. Ортодоксальный Ислам никак не может согласиться с таким положением, потому как бог — создатель пространства и времени, и локализовать его в каком-то одном месте совершенно невозможно и считается богохульством. Эти основополагающие различия и легли в основу возникновения разногласий в идеологическом плане между ортодоксальной религией и сектантскими группами.

В свою очередь ваххабизм выступает частью более широкого течения в суннитском исламе - салафизма (суннитского фундаментализма). Как и салафизм, ваххабизм не является исключительно радикальным явлением в исламе. Это на практике подтверждается социально-политическими реалиями таких современных "ваххабитских" государств, как Королевство Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ. Там окрашенный в ваххабитские тона суннитский ислам выступает в качестве традиционного.

В то же время, следует признать наличие радикализма в крайней, наиболее политизированной части как салафизма, так и ваххабизма. Как считают некоторые исламоведы, нынешняя экстремистская версия ваххабизма (неоваххабизм) по многим своим основополагающим мировоззренческим принципам идентична вахххабизму времен основателя аль-Ваххаба.

На практике ваххабизм, как и другие идейные течения в исламе, реально существует и проявляется в двух основных формах: в качестве идеологии и основанной на ней социально-политической деятельности. Здесь необходимо понимать, что до конкретного приверженца –  конкретного мусульманина радикальные идеологические установки доводятся не в форме сложных теоретических рассуждений, а в виде лозунгов или призывов, которые в случае с ваххабизмом (как разновидностью радикального ислама) провозглашаются нормой или установлением самого ислама. При этом на Кавказе, как впрочем и во многих других регионах мира, исламский радикализм (в виде ваххабизма) выступает как способ социально-политической мобилизации его сторонников на решение тех задач и достижение тех целей, которые выдвигаются идейными лидерами исламистов. При этом идеологи экстремизма пропагандируют повседневное бытие своих приверженцев в виде миссии борьбы за "истинную веру", представляя в виде ее врагов как политические институты общества, так и конкретных людей.

Важным системообразующим положением в идеологии ваххабитов является особым образом интерпретируемое понятие джихада, т. е. войны за веру. Джихад трактуется, в первую очередь, как вооруженная борьба, во-вторых, ведение джихада вменяется в обязанность каждому мусульманину, в третьих, объектом джихада определяются кяфиры (неверные). Кяфирами объявляются все, кто не согласен с ваххабитами, поэтому джихад ведется против всех неваххабитов. И в первую очередь против мусульман, не разделяющих мировоззренческие установки приверженцев "чистого ислама". Убеждение ваххабитов в том, что их противники - кяфиры, даже если формально они являются мусульманами, оправдывает нетерпимость и жесткость по отношению к ним. Одновременно такой фанатизм сплачивает и дисциплинирует ваххабитов, создавая религиозно-идеологическое оправдание вполне антиисламским по своему духу и характеру действиям. Учение аль-Ваххаба с самого начала стало идеологией военной экспансии и грабительского набега.

Следует отметить, что население кавказских республик, где большинство населения составляют мусульмане, по своему образовательному и культурному уровню намного выше тех идей, которые может предложить идеология ваххабизма. Чтобы сделать идеи ваххабизма привлекательными для таких относительно образованных и культурных людей, Саудовская Аравия вкладывает значительные средства. В частности, молодым жителям республик Кавказа и государств Центральной Азии предоставляются специальные стипендии. Это направлено на то, чтобы молодежь могла учиться в университетах мусульманских стран, где популярны идеи ваххабизма и где приезжающие соответствующим образом перевоспитываются. А когда эти люди возвращаются на родину, то они становятся проводниками идей ваххабизма. И вот с этими молодыми людьми, которые побывали за границей за саудовские деньги и несут радикальные взгляды, приходиться сталкиваться представителям традиционного ислама.

Кроме того, следует учитывать следующее. Ваххабизм в Саудовской Аравии и на Северном Кавказе — это все-таки разные течения. Северокавказские ваххабиты стараются быть святее саудовских ваххабитов. Это объясняется тем, что многие молодые мусульмане Кавказа являются вновь уверовавшими, и здесь начинает действовать закон пассионарности, на начальном этапе активность достигает пиковой отметки. Есть выражение: "Человек хочет быть святее Папы римского". Так и в этом случае. Ваххабизм сам по себе достаточно радикален. А северокавказские ваххабиты делают его еще более экстремистским, и он становится опасным для общества.

В чем же это проявляется? Ваххабистские фанатики считают, что если человек, даже мусульманин, не придерживается их верований, то его можно убить. То есть, если мусульмане, например,  не допускают присутствия бога на небе, то ваххабиты считают, что это не мусульмане и разрешают их грабить, убивать. Уже в самом вероучении заложена червоточина, а подобные идеи всегда можно развить по выгодному для кого-то сценарию. В результате появляются группы экстремистов, террористов. Если кто-то говорит, что в ваххабизме нет ничего страшного, с этим нельзя согласиться. Сама основа вероучения, как она преподносится у нас на Кавказе, носит изначально разрушительный характер. Эти люди, считая суфиев на Северном Кавказе многобожниками, убивают их. Как только на Кавказе появились ваххабиты, во многих республиках началась гражданская война. Идеология ваххабизма имеет и свои положительные моменты, но тот ее вариант, который  распространяется в России, пока дает кровавые результаты.

Необходимо понимать, что вместе с материальной помощью, вместе с Кораном и мечетями ваххабиты несут агрессивную идеологию, направленную на разрушение этих государств и осуществление совершенно утопической идеи создания всемирного исламского халифата. Следует предпринять очень решительные шаги на пути прекращения распространения ваххабизма. Причем в меньшей степени политические, административные или насильственные меры, а главным образом – меры просветительского характера. Нужно активнее вводить в школах уроки изучения ислама, традиционного для республик Кавказа и Поволжья. Нужно продолжать активную деятельность в этом направлении, чтобы широкие массы мусульман в нашей стране осознали верный и истинный путь к настоящему исламу.

Подавляющее большинство российских мусульман полагает, что тысячу лет назад их предки сделали разумный выбор. В религии есть такое понятие: чем ближе к времени жизни пророка стоит учение, тем меньше смысловых потерь присутствует в религиозном толковании. По мнению исламских богословов, время жизни пророка Мухаммеда было самым счастливым для правоверных мусульман, недаром его называли "веком счастья". И далее после его смерти, примерно три века, правившие праведные халифы строго придерживались заветов пророка Мухаммеда. Но время шло, люди забывали ощущение религиозного благоденствия и заветы пророка. Основатель традиционного для России мазхаба Абу Ханифа родился в 699 г., а пророк умер в 632 г. Это не такая большая разница, Абу Ханифа еще видел сподвижников пророка и ему посчастливилось учиться у них. Он был первым, кто письменно изложил законы шариата. Таким образом, наши предки из 4 мазхабов выбрали самый древний, близкий к пророческому пути — ханафитский Ислам. Именно поэтому мы считаем выбор наших предков справедливым и хотим, чтобы наши дети и внуки придерживались этого пути, который приведет к счастью в этом и последующих мирах.

Сергей Волошин

Ответы экспертов:

Почему радикальный исламизм становится модным в молодежной среде

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Южный федеральный университет, факультет психологии, 12-14 октября 2009 года

Фото

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

Мероприятия

В Москве пройдет конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде»

III Всероссийская научно-практическая конференция «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде» состоится в Москве 27 и 28 сентября 2016 года.

Отправить материал