О русских и российском Кавказе

31.10.2011


Сегодня много и по-разному говорят о Се­верном Кавказе. Выросла целая плеяда ма­ститых ученых, политиков, журналистов, ко­торые специализируются исключительно на Юге России. Такой интерес понятен и очеви­ден: здесь происходят очень болезненные, но при этом не лишенные исторической яр­кости события. Поднимаются очень важные темы: терроризм, сепаратизм, религия, эко­номика, коррупция, межнациональные отно­шения и так далее. Это действительно очень важные проблемы, в которых нужно разби­раться, о которых необходимо говорить.

Но есть проблема, о которой как-то не очень принято говорить. Хотя это проблема носит принципиально важный характер для сохранения и развития российского Кавказа. Я говорю именно о российском Кавказе, то есть о Кавказе, имеющем вполне опреде­ленную политическую принадлежность и ориентацию. Это проблема русского насе­ления.

Не то, чтобы об этой теме не говорят. Нет, выходят очень интересные журналистские репортажи, публикуются замечательные на­учные исследования, даже слышны отдель­ные выступления политических деятелей. Но в общем потоке информации о Северном Кавказе проблематика русского населения теряется и становится малозаметной.

История Северного Кавказа последних лет превратилась в глазах публики в исто­рию кавказцев. Это опасное заблуждение! Причем страдают им в первую очередь сами русские, так как в среде кавказцев такое за­блуждение все же не так распространено.

Не совсем понятно, почему так происхо­дит. Не хочется думать, что кто-то нарочно «закрывает» тему русских на Кавказе, пони­мая ее актуальность. Скорее действует ба­нальная самоцензура, действует по принци­пу «Как бы кто чего не подумал!» Но, видимо, те, кто так рассуждает, не в полной мере по­нимают остроту проблемы. И вот с этого ме­ста подробнее.

Во-первых, русские - это крупнейший этнос Северного Кавказа.Если говорить об СКФО, то численность русских составляет почти 3 млн. человек. Взяты данные перепи­си населения 2002 года, и в настоящее время общая численность русских изменилась, как изменилось и число русских проживающих в северокавказских республиках (в 2002 году их было 706 тысяч человек). И тем не менее русские остаются самым большим народом на российском Кавказе. Можно ли говорить о проблемах региона и не касаться крупнейше­го регионального этноса?

Во-вторых,можно, конечно, зажмурить глаза и записать всех разом в новую истори­ческую общность «российский народ», запи­сать просто по месту рождения. Но здравый смысл и окружающая действительность гово­рит, что это не так. Мы разные.У нас разный родной язык, мы по-разному молимся, у нас различные идеалы, непохожая внешность. Критическая ли это разность? Нет! Нет, эта разность не критическая.Но не потому, что мы народы России все такие уж гуманисты, и именно нам доступно священное сокровище добрососедства. Наша разность является не критической, потому что многие поко­ления наших предков пробами и ошибками научились уживаться вместе. Мы притер­лись!В той или иной степени выучили обы­чаи друг друга. Сформировали общие тради­ции и обычаи. У нас есть наши общие побе­ды вне зависимости от того, какой мы наци­ональности.

Но при этом не стоит упрощать всё лишь до уровня бытовых контактов и народной ди­пломатии. Когда говорят о той или иной сте­пени близости народов, то имеют ввиду их интегрированность в единое языковое, соци­альное, политическое, культурное и эконо­мическое пространство. Для такой сложной интеграции не достаточно совместного про­живания и народной дипломатии.

Интегра­ция происходит на основе языка, баланса интересов и ценностей, понятных и более или менее принимаемых гражданами стра­ны, независимо от их этнической принад­лежности. Помимо этого необходим инте­гратор,то есть социальная или этническая группа, которая может (или смогла бы) обе­спечить распространение этих общих ценно­стей от центра страны до самых до окраин и смогла обеспечить соблюдение более или менее приемлемого баланса интересов раз­личных народов, в том числе на Кавказе.

И этим интегратором являются русские,которые плохо или хорошо, но в целом сво­дят все разрозненные ниточки этнических интересов в единую ткань российской жиз­ни. Не какая-то абстрактная идентичность и не СМи, а именно русское население. В том числе и на юге, где русские являются свя­зующим звеном между Северным Кавказом и остальной Россией. И никто другой в обозри­мом будущем на себя эти функции взять не сможет, даже если захочет, так как другие народы Кавказа этого просто не примут. Или в качестве интеграторов осетин примут ингу­ши, а чеченцев - народы Дагестана, карача­евцев - кабардинцы и так далее? Здесь мож­но парировать тем, что если жизнь становит­ся все хуже, то зачем такой интегратор. Я так не считаю. Это требует отдельного анализа, и я постараюсь провести его дополнительно.

В-третьих,забывая про то, что русские такой же этнос Кавказа, как, скажем, чер­кесы или даргинцы,мы создаем крайне опасную ситуацию. Вкратце опишу ее, раз­ложив на две составляющие: с точки зрения кавказских этносов и с точки зрения русских.

Когда я говорю о кавказских этносах, то имею в виду этносы, для которых Кавказ яв­ляется (или являлся) местом проживания основной части населения. Для меня «кавказскость» в большей степени территориаль­ный, а не этнический критерий.

итак, когда представители кавказских эт­носов начинают считать, что русские это но­вый или пришлый народ на Кавказе (забывая о том, что русские в разных частях Кавка­за селились, начиная с XI века),то для не­которых горячих голов это может означать, что русских нужно выдавливать отсюда, мож­но убивать, что территории расселения рус­ских - это захваченные территории, которые непременно необходимо освободить и так да­лее.

Когда русские начинают считать себя не­кавказским этносом в том смысле, что Кавказ не является исконной территорией их прожи­вания, то это означает, что для каких-то го­рячих голов, скажем, в армейских или дру­гих силовых структурах Кавказ начинает вы­глядеть как колония, в которой русские, как основной этнос России, временно находится. А раз это колония, значит можно здесь вести себя в качестве легионеров, то есть брать ре­сурсы или какой-либо из видов ренты, мож­но проводить карательные операции, можно бомбить, не оглядываясь ни на что. Скажем, какому-нибудь абстрактному русскому пол­ковнику, генералу или политику бомбить Во-логодчину не приснится и в кошмарном сне, а Чечню можно, потому что это колония, по­тому что кто-то не очень умный объяснил, что русские на Кавказе временно, что Кавказ не является домом для русских.

Так можно ли, говоря о российском Кав­казе, забывать о русских? Мне кажется, что это очень опасно для всех, и для кавказцев и для русских.

Существуют и другие обстоятельства, ко­торые объясняют крайнюю необходимость говорить о проблемах русского населения Северного Кавказа и поднимать эту тему на различных уровнях. Но и описанного пред­ставляется достаточным.

Нравится это кому-то или нет, но вне рус­ского населения, ощущающего Кавказ сво­им домом, Северный Кавказ будет стано­виться все менее российским регионом со всеми вытекающими отсюда как для России, так и для северокавказских регио­нов последствиями.Хотя номинально рос­сийская принадлежность может и сохранять­ся. Это не означает, что русской темой ис­черпываются проблемы Северного Кавказа. Нет. Существует множество разноплановых проблем, они касаются в том числе и поло­жения других этносов. Но комплекс проблем связанных с состоянием, положением, ролью русского населения и взаимодействием рус­ских с северокавказскими этносами, являет­ся одним из наиболее значимых для россий­ского Кавказа. А то внимание, которое уде­ляется данной теме в СМИ, научном сообще­стве и политических кругах представляется явно недостаточным. Причем подобная си­туация длится десятилетиями, что усугубля­ет характер проблем. Сохранить российский Кавказ в качестве полноценного российско­го региона вне постановки проблемы русских сложно. Увидеть проблему и начать говорить о ней - значит сделать первый шаг к ее ре­шению.

 

И.Савченко,

кандидат социологических наук, доцент

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Религии и экстремизм. Способы и методы противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

В марте состоится международная конференция по противодействию терроризму

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ совместно с ПА ОБСЕ проведут в конце марта международную конференцию по противодействию терроризму, участником которой, возможно, станет спикер ливанского парламента Набих Берри, передает ТАСС со ссылкой на главу комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева.

Отправить материал