Как нам обрести мир и согласие?

28.09.2011


Обилие очевидных причин, детерминирующих социальную напряженность в дагестанском обществе, вовсе не означает того, что идеология и практика экстремизма не являют собой угрозы для стабильного существования общества и безопасности личности. Экстремизм, являясь порождением общего социального кризиса и извращенной формой выражения протестных настроений, в свою очередь сам выступает существенной причиной дальнейшей деградации общества и личности.

Потому в целях сохранения созидательного социального и личностного потенциала дагестанского общества необходима серьезная борьба против идеологии и практики экстремизма . Но в этой связи возникает множество вопросов, на которые нет однозначного ответа. Кто и как должен противостоять деструктивной идеологии экстремизма ? Нужны ли для этого специальные государственные структуры, отвечающие за идеологическую работу? А может, достаточно, если уже существующие институты, ответственные за информационную политику, гуманистическое просвещение, образование и воспитание, будут исправно выполнять свои функциональные обязанности? Попытаемся обозначить свои ответы на них.

Но прежде отметим ряд принципиальных для себя положений.

Первое, идеологическая работа – это не только и не столько критика чуждых нашему обществу идеологий. Подобные идеологии давно уже широко развенчаны учеными, политическими деятелями, религиозными лидерами и пр. 

Второе, идеологическая работа не может быть сведена и к исключительно правовому запрету экстремистских идеологий, возбуждающих национальную, расовую, религиозную, прочую вражду и ненависть, а заодно и организаций, их исповедующих. Целый комплекс федеральных и республиканских нормативных актов ставит законодательные препоны подобным организациям, пропаганде и распространению человеконенавистнических идеологий.

И третье, самое важное, идеологическая работа – это прежде всего широкая пропаганда идеологических ценностей и программных установок, адекватных современному обществу, отражающих принципиальные характеристики общественно-политического устройства Дагестана в составе Российской Федерации, воспитание и образование личности гуманиста на основе широкого культивирования социально значимых идеалов и ценностей. И потому поднять идеологическую работу органов власти и институтов гражданского общества на должный уровень возможно только четко обозначив собственные идеологические ценности и ориентиры.

С распадом СССР и утверждением либеральных ценностей в постсоветской России прозападно настроенным политикам, оказавшимся в плену социальных утопий «деидеологизации» и «конца истории», удалось навязать общественному сознанию и конституционно закрепить полный отказ Российского государства от какой бы то ни было идеологии.

В условиях отказа государства от собственной идеологии активизировались альтернативные идеологические системы, предлагающие свои утопические проекты политического, социально-экономического, духовно-нравственного реформирования российского общества. Одной из таких альтернативных проектов сегодня и выступает идеология религиозно-политического экстремизма (здесь неважно, в какую конкретную религиозную форму она рядится).

Основное содержание и смысл идеологии религиозно-политического экстремизма в Северо-Кавказском регионе заключается в том, чтобы вырвать национальные республики с преимущественным мусульманским населением из состава Российской Федерации. Средством реализации этой цели и является терроризм , с многочисленными формами проявления которого в последние годы мы все сталкиваемся. Что может противопоставить власть и общество этой цели, и как вести работу с населением, особенно с молодежью как социальной группой, наиболее подверженной рискам экстремизма ?

Республика Дагестан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, где человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Одновременно республика конституционно провозглашена социальным государством, обеспечивающим человеку жизнь и здоровье, дающим гарантии труда и безбедного существования. Важно и то, что она объявлена светским государством, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот далеко не полный перечень конституционных положений, являющийся по сути набором идеологических постулатов неолиберальной идеологии и является единственной правовой основой организации идеологической работы как власти, так и институтов гражданского общества. Но Российское государство, отдавая дань традиции западного либерализма, упорствует в отрицании собственной идеологии. А потому властным структурам и институтам гражданского общества остается лишь, стыдливо прикрывая глаза, проводить в жизнь идеологические постулаты неолиберализма, представляя их в качестве общечеловеческих ценностей и заботы о человеке, его правах и свободах.

В создавшихся условиях нашему обществу нужна система образования, способная разоблачать порочность экстремистской идеологии и практики, формировать широкий кругозор знаний, прививать гуманистические ценности и мораль, обогащать жизнь людей здоровыми целями и нравственным смыслом, развивать способности самоанализа, критического мышления, научного склада ума, логики, используя при этом все эффективные средства эмоционального и рационального воздействия на людей.

Однако возможности образовательных институтов в систематической целенаправленной пропаганде гуманистической культуры, морали в современном российском обществе, к сожалению, сегодня минимальны. И они все больше и больше сводятся на нет как результат осуществляемых чиновниками бессистемных непродуманных реформ в сфере образования.

Как известно, система образования, существующая сегодня в России, включает в себя дошкольное, школьное, специальное, высшее и послевузовское образование. Этой системой должно быть охвачено все население. А что мы имеем в действительности?

Дошкольным образованием охвачено менее половины детей соответствующего возраста, при этом почти все сельское дошкольное население остается в стороне от образования, его социализацией занимается кое-как семья, но больше улица. Но, и пристроившись к этой системе, дети получают первый урок социализации в виде усвоения норм и правил коррумпированного общества. В силу крайне низкой оплаты труда воспитателей сегодня в этой системе практически не осталось талантливых, способных, любящих детей педагогов. По сути дошкольные учреждения превращены в «камеры хранения», куда на время сдают своих детей родители, чтобы они не мешали им зарабатывать на хлеб насущный.

Не лучшим образом обстоит дело и в системе школьного образования. Основательная гуманитарная подготовка школьника, которая была отличительной чертой советской системы образования, отодвинута на второй план. Непродуманные, бессистемные школьные реформы, которые навязаны чиновниками, уже привели к тому, что общекультурная, гуманитарная составляющая социализации личности напрочь выхолощена из среднего образования. Школы ориентированы на подготовку физически здоровых, умеющих обеспечить безопасную жизнедеятельность, но тупых и ограниченных выпускников. А ЕГЭ в том виде, в каком он проводится у нас и о котором только и говорит общество, это уже не что иное, как контрольный выстрел в гуманитарную подготовку школьника.

Реформирование высшей школы, которое осуществляется без какого-либо консультирования с вузовскими коллективами, введение двухуровневой системы подготовки специалистов также напрямую ведет к тому, что из учебных планов факультетов исчезают дисциплины, способствующие именно формированию высококультурной, гуманистически ориентированной личности. А потому и выпускник высшей школы - узко подготовленный специалист без основательной общекультурной подготовки становится легкой добычей вербовщиков экстремизма и терроризма .

Печать и телевидение в погоне за рейтингами своих изданий и передач давно уже перестали быть пропагандистами высокой культуры и нравственности. Культ силы, наживы, секса – вот боги, которым поклоняются наши печатные и электронные СМИ. Даже религиозно-просветительские передачи, коих немало на различных каналах телевидения, сплошь заняты разъяснениями ритуального характера, а не пропагандой высокой религиозной культуры, духовности и нравственности, пропагандой любви к ближнему, сострадания к слабому. 

Потому и возникает вопрос, что в сложившейся конкретной ситуации в республике может дать обществу создание еще одной государственной структуры, ответственной за идеологическую борьбу с экстремизмом и терроризмом . Не проще и не дешевле ли потребовать, заодно и проконтролировать, чтобы различные министерства, управления не зря ели свой хлеб. Представляется, что идеологическая работа может принести позитивные плоды в современных условиях, только если перестроить работу всех государственных и общественных институтов в направлении воспитания высококультурной личности с основательной гуманитарной подготовкой.

И все же прививка в виде общекультурной гуманистической подготовки может выработать у отдельного человека иммунитет от «вируса» экстремизма , но от социальной эпидемии экстремизма общество нужно избавлять другими методами и средствами. Экстремизм тем меньше проявляется в обществе, чем больше в нем реализована социальная справедливость и чем выше действительное социальное, а не формально-юридическое равенство граждан, чем эффективнее там обеспечены (а не просто продекларированы) реальные базовые права человека всем гражданам, а не только избранным личностям.

Настоящее снижение экстремистской агрессивности возможно лишь тогда, когда вся утвердившаяся в российском обществе экономическая и социально-политическая система трансформируется в подлинно гуманистическую общественную систему. Иллюзорно-деструктивная программа, лежащая в основе экстремистской практики, утрачивает власть над умами и психикой людей лишь тогда, когда в обществе осуществляются реальные экономические и социально-политические преобразования, создающие условия для нормального существования и развития каждой личности.

А такие условия могут сложиться только с утверждением подлинно плюралистического общества, в котором обеспечивается гармоничное сосуществование различных культур, религий, идеологий. Подлинно плюралистическое общество может быть только гуманистическим, таким, в котором отсутствуют социальное неравенство и несправедливость, разделение общества на группы, слои, кланы с полярно противоположными, непримиримыми, антагонистическими интересами и устремлениями. Но в силу того, что такие реформы в ближайшей перспективе в российском социально-политическом пространстве не просматриваются, то и борьба против деструктивных человеконенавистнических идеологий, какими бы специально созданными государственными структурами она ни проводилась, не принесет желанных плодов.

 

Мухтар Яхьяев, профессор ДГУ

 

http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=18978

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Военно-политическая история Северного Кавказа в европейских исследованиях (XVIII–XX вв.)

Д. С. Ткаченко

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 46.04.01 – История
Магистерская программа «Отечественная история»
Магистратура

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

В марте состоится международная конференция по противодействию терроризму

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ совместно с ПА ОБСЕ проведут в конце марта международную конференцию по противодействию терроризму, участником которой, возможно, станет спикер ливанского парламента Набих Берри, передает ТАСС со ссылкой на главу комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева.

Отправить материал