Как нам обрести мир и согласие?

28.09.2011


Обилие очевидных причин, детерминирующих социальную напряженность в дагестанском обществе, вовсе не означает того, что идеология и практика экстремизма не являют собой угрозы для стабильного существования общества и безопасности личности. Экстремизм, являясь порождением общего социального кризиса и извращенной формой выражения протестных настроений, в свою очередь сам выступает существенной причиной дальнейшей деградации общества и личности.

Потому в целях сохранения созидательного социального и личностного потенциала дагестанского общества необходима серьезная борьба против идеологии и практики экстремизма . Но в этой связи возникает множество вопросов, на которые нет однозначного ответа. Кто и как должен противостоять деструктивной идеологии экстремизма ? Нужны ли для этого специальные государственные структуры, отвечающие за идеологическую работу? А может, достаточно, если уже существующие институты, ответственные за информационную политику, гуманистическое просвещение, образование и воспитание, будут исправно выполнять свои функциональные обязанности? Попытаемся обозначить свои ответы на них.

Но прежде отметим ряд принципиальных для себя положений.

Первое, идеологическая работа – это не только и не столько критика чуждых нашему обществу идеологий. Подобные идеологии давно уже широко развенчаны учеными, политическими деятелями, религиозными лидерами и пр. 

Второе, идеологическая работа не может быть сведена и к исключительно правовому запрету экстремистских идеологий, возбуждающих национальную, расовую, религиозную, прочую вражду и ненависть, а заодно и организаций, их исповедующих. Целый комплекс федеральных и республиканских нормативных актов ставит законодательные препоны подобным организациям, пропаганде и распространению человеконенавистнических идеологий.

И третье, самое важное, идеологическая работа – это прежде всего широкая пропаганда идеологических ценностей и программных установок, адекватных современному обществу, отражающих принципиальные характеристики общественно-политического устройства Дагестана в составе Российской Федерации, воспитание и образование личности гуманиста на основе широкого культивирования социально значимых идеалов и ценностей. И потому поднять идеологическую работу органов власти и институтов гражданского общества на должный уровень возможно только четко обозначив собственные идеологические ценности и ориентиры.

С распадом СССР и утверждением либеральных ценностей в постсоветской России прозападно настроенным политикам, оказавшимся в плену социальных утопий «деидеологизации» и «конца истории», удалось навязать общественному сознанию и конституционно закрепить полный отказ Российского государства от какой бы то ни было идеологии.

В условиях отказа государства от собственной идеологии активизировались альтернативные идеологические системы, предлагающие свои утопические проекты политического, социально-экономического, духовно-нравственного реформирования российского общества. Одной из таких альтернативных проектов сегодня и выступает идеология религиозно-политического экстремизма (здесь неважно, в какую конкретную религиозную форму она рядится).

Основное содержание и смысл идеологии религиозно-политического экстремизма в Северо-Кавказском регионе заключается в том, чтобы вырвать национальные республики с преимущественным мусульманским населением из состава Российской Федерации. Средством реализации этой цели и является терроризм , с многочисленными формами проявления которого в последние годы мы все сталкиваемся. Что может противопоставить власть и общество этой цели, и как вести работу с населением, особенно с молодежью как социальной группой, наиболее подверженной рискам экстремизма ?

Республика Дагестан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, где человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Одновременно республика конституционно провозглашена социальным государством, обеспечивающим человеку жизнь и здоровье, дающим гарантии труда и безбедного существования. Важно и то, что она объявлена светским государством, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот далеко не полный перечень конституционных положений, являющийся по сути набором идеологических постулатов неолиберальной идеологии и является единственной правовой основой организации идеологической работы как власти, так и институтов гражданского общества. Но Российское государство, отдавая дань традиции западного либерализма, упорствует в отрицании собственной идеологии. А потому властным структурам и институтам гражданского общества остается лишь, стыдливо прикрывая глаза, проводить в жизнь идеологические постулаты неолиберализма, представляя их в качестве общечеловеческих ценностей и заботы о человеке, его правах и свободах.

В создавшихся условиях нашему обществу нужна система образования, способная разоблачать порочность экстремистской идеологии и практики, формировать широкий кругозор знаний, прививать гуманистические ценности и мораль, обогащать жизнь людей здоровыми целями и нравственным смыслом, развивать способности самоанализа, критического мышления, научного склада ума, логики, используя при этом все эффективные средства эмоционального и рационального воздействия на людей.

Однако возможности образовательных институтов в систематической целенаправленной пропаганде гуманистической культуры, морали в современном российском обществе, к сожалению, сегодня минимальны. И они все больше и больше сводятся на нет как результат осуществляемых чиновниками бессистемных непродуманных реформ в сфере образования.

Как известно, система образования, существующая сегодня в России, включает в себя дошкольное, школьное, специальное, высшее и послевузовское образование. Этой системой должно быть охвачено все население. А что мы имеем в действительности?

Дошкольным образованием охвачено менее половины детей соответствующего возраста, при этом почти все сельское дошкольное население остается в стороне от образования, его социализацией занимается кое-как семья, но больше улица. Но, и пристроившись к этой системе, дети получают первый урок социализации в виде усвоения норм и правил коррумпированного общества. В силу крайне низкой оплаты труда воспитателей сегодня в этой системе практически не осталось талантливых, способных, любящих детей педагогов. По сути дошкольные учреждения превращены в «камеры хранения», куда на время сдают своих детей родители, чтобы они не мешали им зарабатывать на хлеб насущный.

Не лучшим образом обстоит дело и в системе школьного образования. Основательная гуманитарная подготовка школьника, которая была отличительной чертой советской системы образования, отодвинута на второй план. Непродуманные, бессистемные школьные реформы, которые навязаны чиновниками, уже привели к тому, что общекультурная, гуманитарная составляющая социализации личности напрочь выхолощена из среднего образования. Школы ориентированы на подготовку физически здоровых, умеющих обеспечить безопасную жизнедеятельность, но тупых и ограниченных выпускников. А ЕГЭ в том виде, в каком он проводится у нас и о котором только и говорит общество, это уже не что иное, как контрольный выстрел в гуманитарную подготовку школьника.

Реформирование высшей школы, которое осуществляется без какого-либо консультирования с вузовскими коллективами, введение двухуровневой системы подготовки специалистов также напрямую ведет к тому, что из учебных планов факультетов исчезают дисциплины, способствующие именно формированию высококультурной, гуманистически ориентированной личности. А потому и выпускник высшей школы - узко подготовленный специалист без основательной общекультурной подготовки становится легкой добычей вербовщиков экстремизма и терроризма .

Печать и телевидение в погоне за рейтингами своих изданий и передач давно уже перестали быть пропагандистами высокой культуры и нравственности. Культ силы, наживы, секса – вот боги, которым поклоняются наши печатные и электронные СМИ. Даже религиозно-просветительские передачи, коих немало на различных каналах телевидения, сплошь заняты разъяснениями ритуального характера, а не пропагандой высокой религиозной культуры, духовности и нравственности, пропагандой любви к ближнему, сострадания к слабому. 

Потому и возникает вопрос, что в сложившейся конкретной ситуации в республике может дать обществу создание еще одной государственной структуры, ответственной за идеологическую борьбу с экстремизмом и терроризмом . Не проще и не дешевле ли потребовать, заодно и проконтролировать, чтобы различные министерства, управления не зря ели свой хлеб. Представляется, что идеологическая работа может принести позитивные плоды в современных условиях, только если перестроить работу всех государственных и общественных институтов в направлении воспитания высококультурной личности с основательной гуманитарной подготовкой.

И все же прививка в виде общекультурной гуманистической подготовки может выработать у отдельного человека иммунитет от «вируса» экстремизма , но от социальной эпидемии экстремизма общество нужно избавлять другими методами и средствами. Экстремизм тем меньше проявляется в обществе, чем больше в нем реализована социальная справедливость и чем выше действительное социальное, а не формально-юридическое равенство граждан, чем эффективнее там обеспечены (а не просто продекларированы) реальные базовые права человека всем гражданам, а не только избранным личностям.

Настоящее снижение экстремистской агрессивности возможно лишь тогда, когда вся утвердившаяся в российском обществе экономическая и социально-политическая система трансформируется в подлинно гуманистическую общественную систему. Иллюзорно-деструктивная программа, лежащая в основе экстремистской практики, утрачивает власть над умами и психикой людей лишь тогда, когда в обществе осуществляются реальные экономические и социально-политические преобразования, создающие условия для нормального существования и развития каждой личности.

А такие условия могут сложиться только с утверждением подлинно плюралистического общества, в котором обеспечивается гармоничное сосуществование различных культур, религий, идеологий. Подлинно плюралистическое общество может быть только гуманистическим, таким, в котором отсутствуют социальное неравенство и несправедливость, разделение общества на группы, слои, кланы с полярно противоположными, непримиримыми, антагонистическими интересами и устремлениями. Но в силу того, что такие реформы в ближайшей перспективе в российском социально-политическом пространстве не просматриваются, то и борьба против деструктивных человеконенавистнических идеологий, какими бы специально созданными государственными структурами она ни проводилась, не принесет желанных плодов.

 

Мухтар Яхьяев, профессор ДГУ

 

http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=18978

Ответы экспертов:

Представитель Президента России в СКФО: Терроризм будет искоренен и уничтожен

Проект «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами»

В 2016 году  на базе Южного федерального университета  были проведены научно-исследовательские  работы по проекту РНФ «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами». Работы представляют значительный интерес с точки зрения изучения  психологических механизмов  формирования   асоциальных форм поведения человека.

Фото

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

Мероприятия

В Пятигорске пройдет форум «Информационная безопасность в науке и образовании»

На базе Пятигорского государственного университета пройдет научно-практический форум «Информационная безопасность в науке и образовании», посвященный вопросам обеспечения комплексной и информационной безопасности образовательных организаций.

Отправить материал