Иракская война и сила пропаганды

21.09.2011


Это просто удивительно, как архитекторы иракской войны из администрации Джорджа Буша заставили такое большое количество людей согласиться со столь непродуманным проектом, у которого было так мало ревностных поборников («Интриганы», - как их назвал Лоуренс Уилкерсон -бывший советник госсекретаря Пауэлла).

Конечно, решающим моментом здесь стало то, что они сумели воспользоваться общенациональным гневом и болью после 11 сентября. Но успех кампании по рекламированию войны свидетельствовал о том, чего можно добиться, если целенаправленно использовать возможности власти по формированию общественного мнения, в том числе президентскую трибуну с раздающимися с нее угрозами. Для привлечения к этому проекту многих демократов и либералов в меньшей степени требовалось внушить им какие-то конкретные ошибочные представления и убеждения, и в большей – создать соответствующее настроение и импульс силы. Надо было просто разогнать по рельсам поезд войны, после чего оставалось только говорить: «А вам слабо встать у него на пути?»

Сфабрикованная идея об «альянсе» режима Саддама Хусейна с «Аль-Каидой» продемонстрировала, какой здесь задействован потенциал манипуляций. В отличие от распространения идеи о присутствии в Ираке оружия массового уничтожения, не было никаких логических и исторических оснований верить в существование такого альянса. Заявления о его наличии также противоречили оценкам американской разведки и прочих экспертов из правительства и вне его. Чтобы заставить общественность поверить в существование такого альянса, потребовалось, среди прочего, навязать населению фальшивые свидетельства, скажем, о выдуманной встрече в Праге. Надо было также крайне тенденциозно интерпретировать и другие появлявшиеся сообщения. Но для формирования уверенности нужно было не только манипулировать свидетельствами, но и искусно применять риторику. Уверенность формировали, постоянно повторяя на одном дыхании такие фразы как «Ирак», «11 сентября» и «война с террором ». Эти манипуляции и разглагольствования оказались настолько действенными, что на пике рекламной кампании по продвижению войны в конце 2002 года большинство американцев уже верили, что Саддам Хусейн не только сотрудничает с «Аль-Каидой», но и непосредственно причастен к терактам 11 сентября.

Есть доказательства того, насколько долговечным может быть упорно продвигаемый обман. Большинство в него, может, и не верит, но значительная часть людей по-прежнему считают эту ложь правдой. В ходе опроса, проведенного Шибли Телхами (Shibley Telhami) из университета Мэриленда, 38 процентов американских респондентов заявили, что Соединенные Штаты «нашли неопровержимые доказательства тесного сотрудничества Саддама Хусейна с террористической организацией «Аль-Каида»». Отвечая на сформулированный несколько иначе вопрос, 15 процентов американцев сказали, что «Ирак напрямую причастен к осуществлению терактов 11 сентября», а еще 31 процент заявил, что хотя Ирак и не участвовал в терактах 11 сентября, он оказывал «значительную поддержку» «Аль-Каиде». Видимо, в эпоху, когда главные кандидаты в президенты сомневаются в эволюции жизни на Земле и в воздействии человека на климат, не стоит удивляться невежеству, инспирируемому властью. Но ведь прошло целое десятилетие, появилась масса разоблачений об этой кампании воинствующих рекламодателей, мы узнали многое о той цене, которую пришлось заплатить за иракскую войну, и о принесенных жертвах (даже сторонники войны, которые хотят верить, что делали это небезосновательно, и те начали потихоньку прозревать). Поэтому результаты опросов по-прежнему поражают.

Есть и последствия, сохраняющиеся до сих пор и влияющие на настоящее. Одно из них заключается в следующем. Когда администрация начинает манипулировать правдой и ложью столь же бессовестно, как это делали подстрекатели иракской войны, ущерб не ограничивается лишь проведением той политики, которую продвигают эти мошенники. Сохраняющиеся ложные представления в обществе наносят более масштабный вред. Устойчивые заблуждения по поводу Ирака и «Аль-Каиды», от которых страдает более трети американцев, препятствуют правильному пониманию сути терроризма , проблем Ближнего Востока и методов работы их собственного правительства.

Второе последствие состоит в том, что сегодняшнее правительство, если оно проявляет достаточную целеустремленность и решительность, получает массу возможностей оказывать большое влияние на население и получать от него поддержку своим новым инициативам. Такие возможности можно использовать не только во зло, но и во благо. Представьте себе, например, что все эти целенаправленные усилия по рекламированию войны, которые позволили осуществить столь мощную и масштабную военную кампанию, Соединенные Штаты прилагают для разрешения конфликта между Израилем и палестинцами. Такие усилия натолкнутся на мощное сопротивление сильного лобби; но в отличие от иракской войны, для их рекламирования не понадобится изобретать какие-то проблемы и создавать ложь. Неурегулированный конфликт наносит настоящий ущерб интересам США, и это вполне можно доходчиво объяснить, строго придерживаясь правды.

ПолПиллар

http://www.inosmi.ru/usa/20110915/174702104.html

Ответы экспертов:

Представитель Президента России в СКФО: Терроризм будет искоренен и уничтожен

Проект «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами»

В 2016 году  на базе Южного федерального университета  были проведены научно-исследовательские  работы по проекту РНФ «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами». Работы представляют значительный интерес с точки зрения изучения  психологических механизмов  формирования   асоциальных форм поведения человека.

Фото

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

В Липецке прошло ток-шоу «Стоп, экстремизм!»

Мероприятия

В Пятигорске пройдет форум «Информационная безопасность в науке и образовании»

На базе Пятигорского государственного университета пройдет научно-практический форум «Информационная безопасность в науке и образовании», посвященный вопросам обеспечения комплексной и информационной безопасности образовательных организаций.

Отправить материал