Есть ли альтернатива политике мультикультурализма?

07.10.2011


Для начала определение. Мультикультурализм – это политика сохранения в стране культурных различий.

Лично я не вижу проблемы в том, чтобы народы и народности, проживающие в одной стране, поддерживали и передавали из поколения в поколение родную культуру. Ни один этнос не поощряет иванов, не помнящих родства.

Казалось бы, в чем проблема? Да вот беда: зимой нынешнего года такие серьезные люди,  как президент Франции Н. Саркози, канцлер Германии А. Меркель и премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон во всеуслышание заявляют о крахе политики мультикультурализма. Если отбросить временами неуместную политкорректность, то становится ясно, что за заявлениями этих представителей локомотивов мировой политики звенит фраза: «Не знаем, что делать с мусульманами-мигрантами». 18% британцев считают, что местные мусульмане не подчиняются законам, могут проводить теракты или одобрять их. 79% не хотели бы жить рядом с ними. Во Фландрии 79% тинейджеров не хотят иметь дел с мигрантами, особенно мусульманами.

Проблема в том, что коренные британцы, французы и немцы исторически  не жили рядом с мусульманами, а само появление последних в вышеназванных странах - сравнительно недавнее событие. Само развитие новой культуры и несущей её нации в государстве, где их ранее не было, нельзя считать чем-то экстраординарным. Но численность новых граждан и их потомков стремительно увеличивается, трение между культурами становится все заметнее, и возникают проблемы, на которые уже не посмотришь сквозь пальцы. Интеграция меньшинств не удалась.

Все знают про выражение «плавильный котел», используемое для характеристики процесса трансформации множества наций в одну в США. Но ведь и на родине кризиса-2008 живет великое множество тех, для кого культура западной цивилизации очевидно не родная (взять хотя бы пресловутые China-towns), а проблем, как у европейских стран-предков, нет. Разница в том, что в США с детства прививается любовь к звездно-полосатому полотнищу и каждому внушается, что он прежде всего американец, гражданин страны, а уже потом белый, иудей, грек и т.д. И еще в США сохраняется ведущая роль этнического большинства: неслучайно ведь президенты этой страны клянутся служить народу верой и правдой, положа руку на Библию.

В Японии и Южной Корее ситуация абсолютно иная. Премьер-министр

Таро Асо объявил население Страны восходящего Солнца нацией «одной расы». Империя крайне неохотно принимает гостей: с 1981г. (подписание Женевской конвенции о статусе беженцев) до 2002г. были приняты только 305 человек.  У южнокорейских соседей дискриминация других культур и даже сограждан, говорящих с акцентом, вообще считается нормой. А наивысшей ценностью является вовсе не жизнь и даже не честь, а так называемая «чистота крови». Для тех, у кого мать не кореянка, даже придумано унизительное прозвище «Kosian». Но я хочу отметить, что фактическое пренебрежение к иным культурам в Японии и Корее ничтожно, потому что 98% населения Японии – собственно японцы, а из почти 50 миллионов граждан Южной Кореи носителями иных культур являются лишь около 100 тысяч.

Если говорить открыто, то существует проблема не взаимоотношения культур, а полилога религий, проблематика которого в большинстве случаев сводится к диалогу христианства и ислама. Между другими этническими атрибутами конфликт не возникает. В самом деле, как могут враждовать друг с другом, скажем, сиртаки и гопак? Разве могут быть антагонистами  бурка и шаровары? Были ли хоть когда-нибудь яблоком раздора стихотворения Дж. Г. Н. Байрона и рубаи Омара Хайяма? Ответ очевиден.

Возможно ли мирное сосуществование религий? За положительным ответом далеко ходить не надо. Из 3,8 миллионов жителей Татарстана примерно 52% исповедуют ислам, а 42% - христианство. Исходя из этого соотношения и европейского опыта, казалось бы, как тут не быть конфликту? Тем более, русские могли бы припоминать полыхавшее пожарами иго,  а татары – взятие Иваном Грозным Казани и присоединение ханства к России. Однако... Кто-нибудь слышал о религиозно-этнических конфликтах в Татарстане? Да никогда. Наоборот, к празднованию тысячелетия Казани (2005 г.) было приурочено освящение отстроенного Благовещенского собора и открытие отреставрированной мечети Кул-Шариф, что символизирует мирное сосуществование двух религий. В корне этой гармонии, безусловно, лежит то, что народы давно живут бок о бок друг с другом, притерлись и оставили возможные противоречия в глубинах веков.

Другим важным фактором выступает то, что народы живут не обособленно, а в тесном переплетении и с детства учатся контактировать. У европейцев меньшинства живут замкнуто, а это способствует разделению. А сколько славян осталось на Кавказе?.. Контакт культур необходим, иначе не избавиться от предрассудков. Во время продолжительного взаимодействия люди разных культур рационально и интуитивно находят общий язык, создаваемый путем вычленения общих ценностей и избегания в общении тех атрибутов культуры, которые могут способствовать конфликту. Здесь крайне важна роль политиков. Нельзя пройти мимо Казахстана, где при 70% мусульман и 26% христиан жервтоприношения на улице и хиджабы в школах запрещены.  А еще необходимо дважды подчеркнуть жирной линией  то, что, в отличие от описанных европейских меньшинств, народы Татарстана осознают и воспринимают себя не мигрантами-гостями, а полноценными гражданами России и интегрируются.

Вернемся к Европе. Сравнительно недавно указанным странам была сделана инъекция (или пересадка) новой культуры и религии... Представим, что человеку (одна из названных европейских стран) трансплантируют орган (изначально это была культура мигрантов). Иммунная система начинает атаку на чужеродное тело (местное население  практически всегда относится к «новичкам» как минимум настороженно, а устоявшаяся культурно-религиозная система не хочет потрясений). Начинается война (у людей как минимум противостояние).  Если иммунодепрессанты (политика властей) используются правильно, то агрессия организма снижается, а орган становится его полноценной частью. Если же врачи ошибаются, то происходит отторжение, губительное не только для пересаженного органа, но и для самого организма (вспомним африканские погромы во Франции и карикатуры на пророка Мухаммеда в Дании). Как показала истоия, «врачи» признали свою операцию неудачной. 

 

Я твердо убежден, что в цивилизованном государстве каждый житель должен чувствовать себя в первую очередь гражданином своей страны, а только потом вспоминать свою этническую и религиозную принадлежность. Нацию должны объединять общечеловеческие ценности (а ведь они составляют основу всех культур и религий) и патриотизм, чувство принадлежности к одной земле и истории (для потомков первых мигрантов в Европе это тоже верно), чувство долга и благодарности стране за то, что она является (стала) домом. Доминирующая роль в социокультурном облике страны имманентно принадлежит государствообразующему народу (это логично, ведь он самый многочисленный), но не допускаются притеснения других культур и их унижение. Граждане с малых лет приучаются к толерантности и равноправию культур, учатся понимать и уступать. Принципом взаимодействия является любовь и уважение к человеку без поправок на культуру и религию. Признается и соблюдается всепроникающее верховенство закона. Создается оболочка единой национальной культуры, внутри которой действует культура этноса.

В государстве не должно быть привелегированных народов. В Болгарии некоторые цыгане имели существенные экономические привилегии, а их барон далеко не всегда считался с законом – об антицыганских выступлениях в Болгарии знает весь мир. Судебный произвол стал поводом для событий на Манежной площади.

Саму же культуру можно сохранить с помощью музеев, национальных театров, книг. Важнейшую роль передатчика культуры из поколения в поколение играет семья. Я сомневаюсь, чтобы культуре как таковой что-то могло серьезно угрожать. Хочешь знать свою культуру – найдешь о ней все.

Закон должен быть строгим, а власть решительной и при необходимости жесткой. Абсурдно читать про то, как Франция не может решить проблемы с мусульманами, которых там всего-лишь 6-8%. Вспоминается решительность Казахстана (см. выше). Если говорить о Европе, то она состоит из государств, в которых законодательно установлен светский характер жизни. Поэтому всякие недовольные перешептывания по поводу создания шариатских судов должны быть пресечены на корню. В России некоторые офицеры спиливали кресты с собственных государственных наград и выдвигали идею создания альтернативных с иной символикой. Я считаю, это неправильно.

Ну и напоследок страна сказок – Индия. Это наиболее разнообразная страна по показателям религии, национальности, культуры. В ней насчитывается 1652 языка, что есть абсолютный рекорд. Люди исповедуют индуизм, ислам, христианство, буддизм, сикхизм, джайнизм, анимизм... И живут мирно. Потому что национальной идеей является толерантность.  Национальная политика в Индии являет собой беспрецедентный пример гибкости. Например, сикхи по своей традиции должны постоянно носить тюрбан, при том, что поверх него нельзя ничего надевать. И им официально разрешено ездить на мотоцикле без шлема и служить в армии без каски. В штатах Индии изучаются хинди, английский и местный языки.

Одним словом, приемлимой реалией является многокультурность в костюме общегосударственной культуры при незыблемом верховенстве закона.

 

Василий Ракша

Ответы экспертов:

"Человек - наша главная задача": как изменится система образования с приходом нового министра

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики»

Южный федеральный университет, факультет психологии, 12-14 октября 2009 года

Фото

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

В Пятигорске прошел Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2016»

Мероприятия

В Москве пройдет выставка «Терроризм: все ли так, как нам преподносят?»

В годовщину терактов в США, 11 сентября, в 14:00 в Москве состоится выставка сообщества интернет-художников «Студия 13» под названием «Терроризм: все ли так, как нам преподносят?».

Отправить материал