Эксперт: Кого запутает "йеменский лабиринт"?

Эксперт: Кого запутает "йеменский лабиринт"?

15.04.2015


СБ ООН принял резолюцию по Йемену, которая предусматривает, в частности, замораживание счетов и введение запрета на поездки по всему миру для лидеров хуситов. Речь также идёт о запретах на поставки вооружений “тем, кто действует от имени этих людей или по их указанию в Йемене”. Документ был вынесен на голосование Иорданией, США и Великобританией. Его поддержали 14 стран - членов Совбеза, но Россия при голосовании воздержалась.


Постоянный представитель Российской Федерации при ООН Виталий Чуркин заявил, что «документ не в полной мере соответствовал тем требованиям, которые выдвигает перед международным сообществом сложившаяся в этой стране кризисная ситуация». Он добавил, что “авторы отказались зафиксировать требование, на котором настаивала Россия, ко всем сторонам конфликта в сжатые сроки прекратить огонь и начать мирный диалог” и что “санкционная составляющая резолюции сформулирована неадекватно применительно к складывающейся в Йемене ситуации”.


В данном случае невольно напрашивается определенная аналогия. В марте 2011 года Россия воздержалась во время голосования по резолюции Совета Безопасности ООН №1973, которой дано разрешение на применение военной силы в Ливии. Stratfor писал тогда, что “многое в действиях Москвы объясняется определёнными конъюнктурными соображениями”. Во-первых, Москве было невыгодно идти на обострение отношений с Вашингтоном. Во-вторых, Ливия становилась третьей войной США на Ближнем Востоке - после Ирака и Афганистана, вопреки заявлениям президента США Барака Обамы “вытащить Америку из этих конфликтов”. Более того, по мнению Stratfor, объективно складывающаяся ситуация открывала для Москвы «окно возможностей» для внесения коррекции в свою политику на Ближнем Востоке. “Я считаю, что эта резолюция в целом отражает и наше понимание происходящего в Ливии, но не во всем, поэтому мы своим правом вето не воспользовались”, - пояснил тогда президент России Дмитрий Медведев, отмечая при этом, что “не исключает вероятность проведения наземной операции международной коалицией”.


После развала СССР США стали доминировать на Ближнем Востоке. Поэтому во многом остаётся загадочным вопрос о причинах стимулирования Америкой феномена «арабской весны», который, помимо всего прочего, инициировал борьбу государств региона за геополитическое доминирование. Турция стала осуществлять доктрину неоосманизма, предусматривающую восстановление влияния Анкары в границах бывшей Османской империи. Выступая в Эр-Риаде, глава правительства Турции Реджеп Тайип Эрдоган тогда призывал арабов “забыть старые обиды и заняться созданием единого государства в рамках Большого Ближнего Востока - строительством новой Османской империи”. В ответ ныне покойный король Саудовской Аравии Абдалла заговорил о “возрождении арабского халифата”. Когда в Египте к власти пришли “Братья-мусульмане”, многим стало казаться, что проект “халифата”, но с центром не в Эр-Риаде, а в Каире, начинает претворяться в жизнь. Главная битва была перенесена на сирийский плацдарм, который также преподнес еще один геополитический феномен. С одной стороны, на сцену стал выходить курдский фактор, охватывающий сразу четыре страны - Турцию, Ирак, Сирию и Иран. А с другой стороны, появился фактор “Исламского государства” (ИГ), который не только перехватил саудовский проект по созданию “халифата”, но и стал вводить бурные процессы в регионе в русло суннитско-шиитского противостояния, что вынудило Иран обозначить свои прямые интересы в Ираке и в Сирии.


Затем появился еще один феномен - “йеменский лабиринт”, который вписался в план разработчиков “стратегии напряжённости”, экспортировав войну уже на границу Саудовской Аравии. Как пишет известное французское издание Slate.fr, США как в отношении ИГ, так и в отношении Йемена не используют тактику прямых военных действий, хотя публично президент Обама дал разрешение на предоставление поддержки в логистике и разведке для военных операций Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), окутывая “туманом методы и реализации поставленных задач и свои цели”. В то же время США испытывают методологическое затруднение, на что указывает Slate.fr: СНБ призывает США “защитить саудовские границы и легитимное правительство Йемена”, а Госдеп считает, что “главной задачей является создание условий для мирного политического переходного процесса и демонстрация неодобрения действий хуситов”. В свою очередь, Белый дом главной задачей видит «защиту саудовских границ и противодействие формированию тыловой базы „Аль-Каиды“ на Аравийском полуострове», называя действия в Йемене “контртеррористической операцией”.


Разные цели определяют разную тактику и стратегию действий. Если главной целью считать только нейтрализацию влияния Ирана в Йемене - это одно. Если же речь идёт о борьбе против “Аль-Каиды” и ИГ в Йемене и в Саудовской Аравии, то присутствие Ирана в Йемене, как и в Ираке, целесообразно. Такой “коктейль оправданий и военных задач в Йемене” и предопределил, на наш взгляд, позицию России в отношении резолюции по Йемену в СБ ООН, как и решение президента Владимира Путина снять запрет на поставки Ирану ракет С-300. Поэтому резолюция Совета Безопасности по Йемену - это в первую очередь компромисс между США и Россией, хотя внешне и кажется, что Вашингтон лоббирует интересы Саудовской Аравии и Израиля, а Россия - Ирана. Скорее всего, это только видимая вершина айсберга новой ближневосточной геополитической мозаики.


Станислав Тарасов - шеф редактор Восточной редакции ИА REGNUM

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал