Эдуард Биров: "Если мы не хотим кормить своих идеологов, то мы будем кормить чужих"

Эдуард Биров: "Если мы не хотим кормить своих идеологов, то мы будем кормить чужих"

07.06.2015



Московская девушка Варя, студентка философского факультета МГУ, одевающаяся в стиле casual, выходит из дому и втайне от родителей переодевается в хиджаб, превращаясь в мусульманку. По возвращении домой она вновь переодевается в обычную современную одежду и становится московской девушкой Варей из добропорядочной интеллигентной семьи. И так изо дня в день почти полгода. Но однажды Варя бросает дом и едет в Турцию, а оттуда, предположительно, в Сирию к террористам «Исламского государства».

Что общего между исламистами и столичным ребенком из хорошей семьи? Почему молодые современные люди, воспитанные в нерелигиозных семьях, вдруг надевают хиджаб и постят фото с террористами? Почему в кругу рафинированных интеллигентов, где даже комара убивают с сожалением, экстремисты ИГ, массово совершающие смертные казни, обретают поддержку? Как так получается, что терроризм не остается уделом малообразованных маргиналов-радикалов, которые ничего, кроме своей деревни, не видели?

Варя ведь видела. Отец девушки списывает случившееся на какие-то особые технологии влияния на психику молодых людей через соцсети. Возможно, так и есть на самом деле. Сторонники ИГ, как показывают последние события, люди высокопрофессиональные и с одинаковой успешностью присваивают как нефтяные месторождения, так и сотни единиц тяжелого американского оружия, города и многомиллионные провинции. Но если города и оружие можно захватить исключительно за счет техники и желания, то расположение десятков тысяч людей, готовых убивать и быть убитыми вдалеке от родины, завоевать с помощью одних соцсетей нельзя. Нужно нечто большее. 

То, что называется идеей и что в современном мире заклеймено позором и высмеяно. Идеологи экстремистов – будь то исламисты ИГ или бандеровцы Украины – предлагают юношам и девушкам традиционные ценности и высокие идеалы, ради которых можно пожертвовать собой – веру в Бога, любовь к Родине, боевое товарищество, стремление к справедливости. Они дают им смысл жизни, которого катастрофически не хватает в современном секуляризованном и опошлившемся мире. На практике эти правильные смыслы выворачиваются наизнанку, доводятся до абсурда, до преступления. Под вывеской светлых идей внедряется религия тотальной ненависти.

Русский парень из Николаева спокойно бомбит жителей Донецка, считая их сепаратистами и предателями «нации древних украинцев». А арабский юноша из Франции режет горло сирийскому солдату армии Асада, считая того отступником от заветов Корана. 

Можно обвинять в этом экстремистов, бесконтрольные соцсети, самих молодых людей, поверивших в обман, но причина – в отсутствии в современном обществе настоящей, массовой, созидательной идеологии. Все святое оплевано: государство, церковь, традиции, материнство, семья, товарищество – все стало предметом стеба. Не осталось ничего святого, кроме денег. Людей растлили, целые народы лишены идеалов, традиций и героических примеров. Свободный мир свободных людей оказался помойкой крыс, дерущихся за кусок пожирнее. Но как ни обесценивай смысл жизни, все равно человек будет тянуться к тому, что выше кормушки. Все равно будут находиться люди, которые будут стремиться умереть не от ожирения, а защищая святые идеалы. 

Можно сколько угодно называть это средневековьем и мракобесием, но факт остается фактом: человеческой душе потребны высокие ценности. Каждый молодой человек задается вечными вопросами и ищет идеальные ответы. Нередко это требует реальных дел, осязаемого созидания, воплощения идеалов здесь и сейчас. Речь идет не о фантазиях, речь идет о том, что есть в каждом из нас. Страсть быть выше самого себя не менее естественна, чем потребность в пище и воде. Освещение и освящение земной жизни недостижимым, но заветным идеалом – не пережиток прошлого, не искусственно придуманное жрецами явление, а то, что заложено в сущности человека. Без чего человек – страшное животное.

Но на самое важное сегодня наложен запрет. Сделано это по-иезуитски хитро – идеи не запрещаются, даже приветствуется их разнообразие, но вот единая государственная идеология как система ценностей, как общая для народа система координат запрещена конституционно. Кругом свобода мнений и все позволено, но нет ничего настоящего; вокруг море информации и развлечений, но ничего не хочется; перед тобой вроде бы весь мир, а на самом деле – пустота. Вдруг обнаруживается, что перед экстремизмом не осталось никаких препятствий, террористы заполняют пустоту лживыми ценностями, подменяют идеалы фанатизмом. Эта подмена не только уничтожает тысячи невинных людей в террористических войнах, но и отталкивает миллионы людей, и так приученных видеть в идеологии и религии опасность. 

Нас так долго учили бояться высоких помыслов, нам так долго твердили, что в государстве не должно быть идеологии, что в конце концов за нашими детьми пришли те, кто имеют предельно четкую и разрушительную идею. Они не собираются спрашивать нас, хотим ли мы принять ее или нет. Они вербуют одних, убивают других. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не обретем собственную идеологию – созидательную и дающую ответы на вечные вопросы. Главное понять: ИГ – это не где-то там далеко, это совсем близко, в соседней квартире, а, быть может, уже и в душе твоего близкого.

Если мы не хотим кормить своих идеологов, мы будем кормить чужих.

Автор - Эдуард Биров, журналист, главный редактор портала «Россия навсегда», эксперт Центра проблемного анализа.

Особенности профилактики экстремизма в высших учебных заведениях

Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

    Излученко Татьяна Владимировна
Перспективы науки и образования, 2019, №3 (39)

Автором характеризуются особенности планирования и реализации мер профилактики экстремизма в высших учебных заведениях, обусловленные требованиями законодательства и отношением обучающихся к данной проблеме. Материалы и методы исследования представлены функциональным и комплексным подходами, концепциями возрастных особенностей и функционирования когнитивной системы, а также результатами проведённого анкетирования и опросов обучающихся. Молодёжь представляет наибольший интерес в качестве целевой аудитории для различного рода экстремистских объединений. Низкий уровень правовой информированности, осуществление большой доли коммуникационных контактов опосредовано через ресурсы сети Интернет, недоверие к различным государственным структурам являются предпосылками для вовлечения. Причинами участия в экстремистской деятельности выступают возрастные особенности психики, когнитивные состояния сознания, неопределённость социального статуса, стремление выразить социально-политические идеи и реализовать их, в том числе и с применением насилия. В этой связи возрастает роль в противодействии экстремизму учебных заведений. Эффективными представляются меры адресного характера, ориентированные на выявление и работу с отдельной категорией обучающихся, предоставление квалифицированной поддержки информационно-консультативного плана. Повышение уровня правосознания и доверия к руководству, включённость обучающихся в общественные организации, творческие коллективы и развитие навыков критического мышления будут способствовать минимизации рисков, а ранжирование регионов по уровню экстремистской угрозы оптимизации материально-финансовых затрат.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Учебное пособие «Краткий курс лекций по  противодействию религиозно-политическому экстремизму» содержит хронологическое изложение основных этапов  возникновения,  становления  и  распространения религиозно-политического экстремизма в мире и на территории Росси, выявлению особен-ностей данного явления применительно к России и Дагестану, дает обзор ос-новных  тенденций профилактики  и противодействия  религиозно-политическому экстремизму в мире. К каждой теме имеется список литературы и вопросы для самостоятельной проработки. Учебное пособие может быть ис-пользовано студентами вузов негуманитарного профиля, а также всеми, инте-ресующимися историей России.

Пособие разработано в ГОУ ВО «Дагестанский  государственный университет народного  хозяйства»

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023
годы

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (тема научных исследований)

Цель социологических исследований в рамках заявленной темы – анализ экстремистской направленности и распространения идей терроризма в молодежной среде Свердловской области и выявление оснований для целенаправленного педагогического и информационно-пропагандистского воздействия с целью раннего предупреждения и минимизации таких проявлений.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

«Экстремизм и терроризм в молодежной среде»

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует.  В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла  международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Отправить материал