Доктрина информационной безопасности 2016: комплексный подход

Доктрина информационной безопасности 2016: комплексный подход

11.12.2016


Прошлая редакция доктрины утверждалась еще 16 лет назад (09.09.2000 г.), за это время информационная среда изменилась практически до неузнаваемости. Как справедливо отмечено в новом документе, информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства.

На этом фоне постоянно расширяются масштабы использования средств оказания информационно-психологического воздействия со стороны иностранных спецслужб. Их усилия направлены на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира, подрыв суверенитета и территориальной целостности других государств. Трагические последствия подобной «активности» мы можем наблюдать на примере сирийского конфликта и украинского кризиса.

Очевидно, что в силу своей специфики информационная безопасность представляет собой отдельное направление, заслуживающее особого внимания со стороны государства. Это связано как с необходимостью физической защиты данных в эпоху «цифрового шпионажа», так и с информационно-психологическим аспектом информационной безопасности. А именно обеспечением национальной безопасности в области культуры, сохранением культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей нашего народа, нейтрализации информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности.

Международная безопасность

В новой доктрине информационной безопасности обоснованно расширен международный контекст, а ее отдельные положения органично дополняют концепцию внешней политики (30.11.2016 г.). В частности, состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется в документе стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве.

Прежде всего это касается неравноправного распределения между странами интернет-ресурсов и отсутствием в этой сфере соответствующих международно-правовых норм, что затрудняет формирование общей международной информационной безопасности.

При этом возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, военно-политических, террористических и иных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.

Исходя из этого, стратегическая цель России - формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве. В качестве основного направления обеспечения информационной безопасности является развитие национальной системы управления российским сегментом сети «Интернет» и участие в формировании системы международной информационной безопасности, исключающей использование информационных технологий в военно-политических и иных противоправных с точки зрения международного права целях.

Информационные войны

Кроме того, отдельно констатируется увеличение тенденциозных материалов, содержащих предвзятую оценку российской политики в зарубежных СМИ, в то время, как российские журналисты подвергаются за рубежом откровенной дискриминации.

В связи с этим, в доктрине особо подчеркивается необходимость доведения до международной общественности достоверной информации о государственной политике и официальной позиции российского руководства по значимым событиям в стране и мире и повышения эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики. Для этого средства массовой информации и массовых коммуникаций в доктрине отнесены к основным участникам системы обеспечения информационной безопасности.

Национальная оборона

Отдельно рассматривается состояние информационной безопасности в области обороны страны. Отмечается увеличение масштабов применения отдельными государствами информационных технологий в военно-политических целях. Выявленная тенденция представляет непосредственную угрозу как для безопасности России и наших союзников, так и для международной безопасности в целом.

В этой связи, одним из главных направлений обеспечения информационной безопасности в области обороны является стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, в результате применения информационных технологий. С этой целью повышается безопасность критической ифнраструктуры, образцов вооружения и автоматизированных систем управления, совершенствуются силы и средства информационного противоборства, включая Вооруженные Силы РФ. Осуществляется оценка и прогнозирование военных угроз в информационной сфере. Включая информационно-психологическое воздействие, направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций по защите Отечества.

Еще одним ноу-хау доктрины является положение о регулярных тренировках (учениях) в рамках совершенствования системы обеспечения информационной безопасности. Внезапные проверки боеготовности ожидают теперь не только Вооруженные Силы РФ, но и другие ведомства, ответственные за информационную безопасность.

Экономическая сфера

Кроме того, в доктрине анализируются состояние информационной безопасности в экономической сфере, а также отдельно в области науки, технологий и образования. В этой связи принципиально важно, что государство впервые поднимает проблему нехватки отечественных технологий, продукции и квалифицированных кадров в информационной сфере до уровня угроз национальной безопасности.

Одним из очевидных достоинств новой доктрины является заметное усиление аналитической составляющей. Документ не ограничивается простым перечнем информационных угроз – каждая из них проанализирована с учетом нынешнего состояния информационной безопасности и стратегических национальных интересов. Более того, информационно-аналитические и научно-технические аспекты функционирования системы обеспечения информационной безопасности будут и впредь совершенствоваться. А в задачи государственных органов теперь входят, в том числе постоянный мониторинг, оценка и прогнозирование информационных угроз.

Координирующая роль в реализации доктрины, как и прежде, отводится Совету Безопасности РФ, который будет определять перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу с учетом стратегического прогноза. О ходе реализации Доктрины информационной безопасности будет ежегодно докладываться Президенту.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Информационно-аналитическим агентством «Внешнеполитическая Экспертиза».

Евсей Васильев, кандидат политических наук, доцент кафедры международной безопасности ИАИ РГГУ

Новое знание

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Рабочая программа дисциплины Теория и практика борьбы с современным терроризмом

Целями освоения дисциплины (модуля) «Теория и практика борьбы с современным терроризмом» является приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков по анализу причин и условий, способствующих проявлению терроризма в современном мире, выработке предложений по минимизации террористической угрозы.
06.04.2017
/
Подробнее

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

Всероссийская научно-практическая конференция «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ», которая пройдет (18 мая 2017 года г. Уфа Республика Башкортостан)

Всероссийская научно-практическая конференция «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ» (18 мая 2017 года, г. Уфа Республика Башкортостан)

Отправить материал