«Аль-Каида» в районе Сахеля

15.12.2010


В Сахеле «Аль-Каида» использует неспособность властей государств и спецслужб региона обеспечить контроль обширных пустынных районов и противодействовать террористам.

Исламисты создают здесь базы. Закреплению боевиков «Аль-Каиды в исламском Магрибе» (АКИМ) в Сахеле способствует также слабый уровень сотрудничества стран региона по противодействию экстремизму. Стороны выдвигают взаимные обвинения в адрес своих соседей. Несмотря на внимание мирового сообщества к данной проблеме, государствам в настоящее время пока не удается выйти на достаточный уровень партнерства для эффективного решения вопроса о ликвидации здесь очага напряженности. В середине октября представители Большой восьмерки, Африканского союза, ООН, ЕС, а также Экономического сообщества западноафриканских государств на состоявшейся в Бамако встрече пришли к единогласному мнению о том, что для развития Сахеля необходимо подорвать социальную базу «исламистского подполья». Вместе с тем напряженность в отношениях между Рабатом и Алжиром по поводу статуса Западной Сахары привели к отказу делегации АНДР участвовать в этом мероприятии, что, по мнению собравшихся, препятствует выработке мер по стабилизации в регионе.

Инцидент с похищением пятерых сотрудников из Франции, а также Того и Мадагаскара с уранового рудника в Арлите (Нигерия) наглядно продемонстрировали отсутствие должного уровня взаимодействия между силовыми ведомствами ряда стран.

Заложники удерживались на севере Мали, вместе с тем в Бамако сочли нежелательным проведение французами операции в стране. В результате вылеты для поиска похищенных совершались из Ниамеи в соседнем Нигере, в то время как французский спецназ был развернут в столице Буркина-Фасо Уагадугу. Власти Мали отказались предоставить взлетно-посадочную полосу в Кидале. Слабый уровень сотрудничества местных силовых структур с французскими и мавританскими спецслужбами стал причиной того, что АКИМ выдвинуло условие о том, что освобождение заложников должно осуществляться только на малийской территории.

7 октября в Алжире 2010 г. был создан объединенный Совместный информационный центр Сахеля с участием спецслужб Алжира, Нигера, Мали и Мавритании для сбора сведений, касающихся террористической угрозы в регионе. Наряду с этим в апреле 2010 г. в Таманрассете с участием этих четырех государств был учрежден Совместный оперативный военный комитет, в задачи которого входит выработка совместных мероприятий по противодействию экстремизму в Сахеле. Согласно плану эти две структуры должны действовать совместно. Вместе с тем, по оценкам представителей силовых подразделений указанных государств, эффективность организации могла бы быть значительно выше, если бы к ее работе присоединились Чад, Ливия и Марокко.

В свою очередь, малийская сторона не допускает возможности проведения иностранными силами операций в стране, ограничившись обучением и технической поддержкой местных антитеррористических подразделений. В Бамако опасаются, что вмешательство во внутренние дела Мали другими странами приведет к утрате доверие к центральной власти. В результате несогласованности действий стран региона в настоящее время не удается эффективно противостоять АКИМ. В частности, во время проведения армией Мавритании операции против исламистов на севере войска Мали были заняты на параде по случаю празднования 50 годовщины со дня обретения независимости. Опасность дальнейшего ухудшения ситуации в Сахеле осознают и в Алжире, однако власти страны считают нежелательным переломить ситуацию путем прямого участия западных государств.

Активность экстремистов препятствует экономическому развитию некоторых государств. В частности, с экономикой, основанной на сельском хозяйстве и производстве золота, Мали является одной из беднейших стран в мире. Развитие индустрии туризма на фоне растущего интереса граждан Европы к Сахаре открывает определенные перспективы для пополнения бюджета, и потенциальным решением периодически возникающих беспорядков в северных регионах страны, провоцируемых острыми социально-экономическими проблемами. Вместе с тем деятельность Южного командования АКИМ, занимающегося здесь контрабандой наркотиков и оружия, а также похищением туристов с целью получения выкупа значительно осложняет реализацию создания инфраструктуры туризма на севере этого государства. В результате этот сектор задействован только на 10-15% своих возможностей.

Это в значительной степени ослабляет возможности страны для убеждения местных племенных лидеров (особенно из арабских кланов и, в меньшей степени, туарегов) отказаться от сотрудничества и ведения бизнеса с боевиками из АКИМ, которые гарантируют им ощутимую прибыль от нелегальных поставок оружия, наркотиков, товаров, а также предоставления процента от выкупов за похищенных иностранцев. В результате складывается ситуация, при которой местные жители, шейхи племен обеспечивают поддержку исламистам в регионе.

Имеются также сведения, что местные племенные лидеры нередко сами становятся полевыми командирами, позиционируя себя как боевые единицы АКИМ. Хотя прямое участие туарегов в операциях исламистов ограничено, в настоящее время отмечаются признаки, существенного притока в регион наличных финансовых средств полученных местными племенами от сотрудничества с АКИМ. В частности, в слабо развитом экономически районе г.Кидал стали появляться солнечные батареи, строиться виллы.

В этой связи президент Мали Амаду Тумани Туре в начале октября 2010 г. особо подчеркнул, что его страна является одновременно «заложником и жертвой АКИМ». По его словам, «боевики этой организации не малийцы, они большей частью прибыли из стран Магриба с идеями, которые были чужды местным жителям».

15 октября, Министр туризма и ремесел Мали Н'Диайе Бa, высказал озабоченность сложившейся ситуацией, в результате нанесения «непропорционального ущерба экономике страны даже от незначительного присутствия террористов, назвав это «эффектом Аль-Каиды».

Власти Мали не оставляют попыток привлечь на свою сторону в борьбе с исламистами местные племена туарегов. В частности, еще в 2006 г. между ними и властями страны заключено соглашение, предусматривающее обучение воинских частей туарегов под командованием офицеров малийской регулярной армии. Однако на практике договоренность не получила своего воплощения. В настоящее время появилась вероятность, что такие подразделения могут быть скоро сформированы.

Судя по сообщениям местной прессы, власти страны опасаются, что перевооружение отрядов туарегов может превратить Мали в еще «один Афганистан». Тем не менее, как заявил в прошлом представитель мятежников Биби Ахмад Аг (в настоящее время заместитель председателя парламента страны), «туареги ждут только зеленый свет от малийского правительства, чтобы начать военные действия с «Аль-Каидой», бойцы АКИМ ищут убежище на нашей земле ... мы знаем местный ландшафт. Если бы мы были вооружены, то с легкостью бы выдворили их из нашей пустыни».

В середине октября 2010 г. группа туарегов под командованием известного предводителя И. Баханга напала на вооруженный конвой с грузом кокаина в 100 км к северу от малийского г. Кидал. Причем туареги получили поддержку со стороны властей Мали. Вместе с тем, в Бамако считают их в борьбе с АКИМ»довольно ненадежным союзником. Отдельные нападения на караваны с контрабандой чаще всего являются своего рода демонстрацией боевого потенциала с целью получения доли от доходов в теневом бизнесе.

Несмотря на то, что Баханга активно выступает за включение боевых подразделений туарегов в регулярные войска Мали для обеспечения безопасности в районе Сахеля, гарантируя при этом активное противодействие АКИМ в Бамако не верят в искренность заявлений этого одиозного лидера.

Идеи вселенского движения джихада по свержению «предательских» светских режимов в мусульманских странах становятся все более привлекательными также для бойцов Народного фронта ПОЛИСАРИО, созданного в 1973 году в Западной Сахаре, военизированной организации, выступающей за независимость этой территории. В настоящее время, многие из них симпатизируют АКИМ, разочаровавшиеся в националистической идеологии этой организации. В 1975 году, под активным давлением Марокко и Мавритании, в Мадриде было подписано соглашение о передаче Испанией северной части Западной Сахары под юрисдикцию Марокко, а южной — Мавритании, которая позже отказалась от своей доли. Фронт ПОЛИСАРИО в документе не упоминался, что побудило его членов резко активизировать вооруженную борьбу за право на самоопределение. На ввод марокканских и мавританских войск Фронт ПОЛИСАРИО отреагировал провозглашением 27 февраля 1976 независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) и усилением вооруженной партизанской борьбы. К настоящему времени САДР получила признание со стороны более 80 государств и стала членом Африканского союза, однако Рабат по-прежнему препятствует проведению референдума и согласен лишь на предоставление Западной Сахаре статуса автономии в составе королевства. ПОЛИСАРИО настаивает на полной независимости. Борьба за территорию Западной Сахары во многом обусловлена экономическими интересами - установление контроля над этим регионом означает доступ к богатым залежам фосфатов, нефти, урана, а также к рыбным ресурсам в протяженной прибрежной зоне Атлантического океана.

Многие страны Европы и Африки в течение десятилетий пытаются выступить посредниками в сложном процессе западно-сахарского урегулирования. Однако эти усилия не привели к существенным результатам.

«Аль-Каида в Исламском Магрибе» предпринимает усилия, направленные на использование недовольства и отсутствия единства среди боевиков ПОЛИСАРИО, деморализованных десятилетиями неудачных попыток выдворить марокканцев. Акценты многих боевиков стали смещаться от национализма - традиционного ядра идеологии ПОЛИСАРИО, начиная с начала борьбы за независимость от Марокко, в сторону идеологии исламизма.

Исламисты активно используют региональные очаги нестабильности. Будучи транснациональным движением, «Аль-Каида» включает в себя исламистские организации, террористические сети, функционеров и рядовых боевиков из разных стран. При этом она использует собственную инфраструктуру, различные источники финансирования, хорошо отработанные нелегальные каналы переправки оружия и людей. При этом одни государства более предпочтительны для перегруппировки сил, другие - для аккумуляции финансовых средств, в третьих странах радикальные исламисты могут находиться в относительной безопасности, скрываясь от преследований спецслужб. Эти районы называются в западной литературе и в радикальных исламистских изданиях «белыми (иногда - «черными») пятнами». Их можно назвать зонами особых стратегических интересов международного исламизма. «Белые пятна», как правило, есть там, где государство само оказывает поддержку исламистам, либо где оно слишком слабо.

Интерес аль-каидовцев к государствам с ослабленной централизованной властью базируется на том, что она неспособна эффективно предотвращать деятельность исламистских организаций и криминальных групп. Кроме того, там обычно развита коррупция, причем криминальные структуры контролируются чиновниками. Благодаря этому, исламисты получают возможность договориться с этими чиновниками, чтобы обеспечить свободу передвижения, обезопасить себя от преследований спецслужб, проходить лечение, отдыхать после проведения террористических операций, заниматься теневым бизнесом и т.д.

Д.А.Нечитайло

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Военно-политическая история Северного Кавказа в европейских исследованиях (XVIII–XX вв.)

Д. С. Ткаченко

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 46.04.01 – История
Магистерская программа «Отечественная история»
Магистратура

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Фото

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

В сети появились кадры с «вежливыми людьми» в окружении сирийских детей

Мероприятия

В марте состоится международная конференция по противодействию терроризму

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ совместно с ПА ОБСЕ проведут в конце марта международную конференцию по противодействию терроризму, участником которой, возможно, станет спикер ливанского парламента Набих Берри, передает ТАСС со ссылкой на главу комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева.

Отправить материал